Новый подход к содержанию образования

Страница 1

Каким будет наше российское образование завтра? На каких принципах должно строится образование сегодня? Вот вопросы, на которые хотел бы получить ответ любой здравомыслящий человек нашего общества.

Ответы на эти вопросы можно найти в статьях наших ученых, которые рассматривают новые подходы к содержанию образования, учитывая индивидуально-психологические особенности учащегося.

В.Ситаров и В.Грачев, профессора МГУ, в своей статье «Персонализация обучения: требования к содержанию образования», опубликованной в журнале «Alma mater» №8/2010 г., остро ставят вопрос о новых технологиях образования. Несмотря на то, что речь в статье идет о высшей школе, это, на мой взгляд, касается и образования средней школы. Авторы статьи пишут: «В наши дни (как никогда) актуальной становится задача возвращения знания (уже на новом витке цивилизованного движения) в лоно первичного целостного постижения мира, человека и того места, которое он в нем занимает. Содержание образования должно стать источником универсальных общечеловеческих знаний и смыслов, ведущих обучаемого к целостному миропониманию и нравственному самостроительству. …Человек всегда воспринимает окружающий мир целостно».

Вот на что следует обратить внимание сегодня не только преподавателей высшей школы, но и педагогу средней школы. Авторы статьи рассматривают принципы, на которых должно строится образование сегодня.

1 принцип – обобщенности и фундаментальности.

Содержание образования необходимо сориентировать на формирование целостного системного мировоззрения; развитие эрудиции учащихся; понимание основ мироздания и феноменологии человека. Сам по себе этот принцип отвечает онтологической сути постижения человека, присущей ему способности «схватывать» общее раньше частного. Как известно, именно фундаментальные знания ответственны за целостное восприятие мира, они дольше служат человеку, позволяя глубже понимать, раньше видеть, больше осознавать.

2 принцип – принцип смысловой направленности.

Этот принцип содержания обучения предполагает особое внимание к смыслопорождающему знанию, позволяющему получить ответы на предельные экзистенциальные вопросы: «К чему стремиться? Ради чего жить?»

Содержание обучения должно выстраиваться за счет знаний онтологически – смысловых, универсально-ценностных, позволяющих обратиться к подлинным смыслам и сущности человеческого бытия.

3 принцип – принцип проблемности.

Концентрация содержания образования вокруг научных, гуманитарных, социальных проблем; предполагает развитие межпредметных связей, интеграцию знаний из разных отраслей науки, Этот принцип призван стимулировать активность учащегося, порождая у него потребность в самостоятельном поиске и решении учебных задач как задач саморазвития.

4 принцип – принцип открытости.

Предполагает построение содержания обучения на основе отбора и предъявления знаний в открытом, диалектическом виде, в их незавершенности и движении.

Достоверность знания заключена в его открытости, в содержащейся в нем возможности развития, наращивания объяснительно-эвристической составляющей.

Авторы статьи предлагают оставить в прошлом ортодоксальные схемы обучения, отдав предпочтение живому, творческому обращению к опыту культуры, заключенному в нем потенциалу для разрешения насущных проблем человека, развитие науки и технологии…

5 принцип – принцип гуманизации.

Предполагает необходимость «очеловечивания» содержания обучения за счет включения в него знаний, в центре которых – человек, взаимодействующий с природным и рукотворным миром. Сегодня образование чаще не приближает человека к пониманию себя как индивида и личности, как явления, включенного в мир. Одна из бед современного образования в том, что оно готовит человека к тому, чтобы действовать и творить, не соотнося свои намерения и действия с категориями добра и зла, с нравственными ориентирами.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Интерактивные методы обучения на уроках технологии. Из опыта работы
Все описанные в данном реферате интерактивные формы методического обучения способствуют всестороннему развитию учащихся на уроках технологии. Они помогают учителю активизировать внимание учащихся, привлечь их к изучению предмета. Использование различных видов игр в учебном процессе позволяет решить ...

Приемы, используемые на занятиях
1. Вопросно - ответная форма принимает на этом этапе усложненный характер. Вопросы требуют раскрытия образов, причин, побудивших героев поступать так или иначе. Учащийся отыскивая в книге ответ на вопрос, заданный ему, должен просмотреть всю главу и зачитать наиболее подходящий отрывок или предложе ...

Виды и уровни проблемного обучения
Проблемное обучение не может быть одинаково эффективным в любых условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений учащихся, так и их познавательной активности: познавательная самостоятельность ученика может быть или очень выс ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru