Методика обучения младших школьников решению простых и составных текстовых задач

Страница 4

Учитель говорит:

Для того чтобы ответить на вопрос задачи, можно поступить по-разному:

а) посчитать, сколько полосок у одного школьника;

б) или вспомнить, сколько раз выполнялась операция раздачи по полоске.

В любом случае, выполненное деление на математическом языке можно записать так: 8 - 2 - 2 - 2 - 2. Вычитаемые в этой разности показывают, сколько полосок досталось каждому школьнику в результате раздачи по одной.

Число, соответствующее количеству вычитаемых и есть ответ на вопрос задачи. Это была рассмотрена задача "деление на равные части", т.е.8 гр.: 2 = 4 гр.

Совсем иначе звучит и решается задача на деление по содержанию.

Например: Каждая бригада вскопала по 4 грядки. А всего они вскопали 8 грядок. Сколько бригад выполняли эту работу?

Учитель берет 8 полосок. Их нужно разложить по 4 и определить, сколько же получится стопочек?

Практическое решение этой задачи на математическом языке описывается следующей записью: 8 - 4 - 4. Здесь количество вычитаемых дает ответ на вопрос задачи:

8 гр.: 4 гр. = 2 звена.

8. Задачи, раскрывающие связь между умножением и делением.

Изучение умножения и деления во взаимосвязи позволяет лучше усвоить эти операции. Методика их введения может быть различной. Так, например, задачи на умножение и деление предлагаются в следующей системе: одна на умножение и две обратные задачи к данной - на деление.

Задача. Купили 4 банки с краской. В каждой банке по 3 кг краски. Сколько всего краски купили?

Затем учащимся предлагается составить задачу, решаемую умножением используя, например, слова: "… каждому кролику дали …" или "… всего рядов …" и так далее.

Кроме перечисленных приемов используются специальные задачи, раскрывающие связь между умножением и делением. Эти задачи, как и задачи, только что рассмотренные, решаются умножением или делением. Например:

1) Неизвестное число умножили на 7 и получили 35. Найти неизвестное число.2) 9 умножили на неизвестное число и получили 27. Найти неизвестное число.

Подчеркнем, что главным в обучении младших школьников решению задач, раскрывающих связь между умножением и делением, являются предметные иллюстрации, отражающие взаимосвязь этих операций.

При желании учитель может использовать возможность обучения школьников решению уравнений. В таком случае важная роль отводится заданиям на составление задач по данному уравнению. Например, учитель может нарисовать на доске запись выражения, где вместо чисел поставлены квадраты. Потом, подставляя в квадраты числа, просит учеников составить задачи по этим предикатам.

9. Задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.

В решении задач названного типа обычно у школьников встречается одна и та же ошибка: эти задачи они путают с задачами на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Поэтому методика работы с ними ориентирована на противопоставление задач этих типов. Например:

Задача 1. У Наташи 3 карандаша, а у Сережи на 2 карандаша больше. Сколько карандашей у Сережи?

Задача 2. У Наташи 3 карандаша, а у Сережи в 2 раза больше. Сколько карандашей у Сережи?

При проведении краткой записи учитель должен выделить существенные элементы:

Задача 1. Н. – 3 к. Задача 2. Н. – 3 к.

С. – ?, на 2 к. б. С. – ?, в 2 раза б.

Кроме того, полезно выполнить иллюстрацию, например, с помощью наборного полотна:

Задача 1 |ООО|

|ООО|ОО|

Задача 2 |ООО|

|ООО|ООО|

Такое чередование задач полезно на всем протяжении их изучения.

Простые задачи с пропорциональными величинами.

В содержание простых задач, решаемых умножением и делением, могут входить разнообразные величины.

Например: стоимость, масса и цена; стоимость, количество и цена; скорость, время и путь; норма ткани на одно изделие, количество одинаковых изделий и расход ткани, и т.п.

Содержание простых задач, в которые, например, входят цена, количество и стоимость, можно представить в виде следующей таблицы (Табл.2.2.1):

Таблица 2.2.1

Цена тетради в рублях

Количество тетрадей

Стоимость этих тетрадей в рулях

2

4

?

2

?

8

?

4

8

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Актуально о образовании:

Работа с учителями в рамках методобъединения
Следующее направление в работе классного руководителя – это работа с учителями в рамках методического объединения классных руководителей. Методические объединения создаются, если в школе работают три и более педагогов данного профиля, и бывают предметными, для учителей начальных классов, воспитател ...

Формирование прочных навыков техники чтения
Термином «синтетическое чтение» в современной методике преподавания иностранных языков принято называть такой вид чтения, при котором понимание текста «основано на синтезе знакомых элементов» и не имеет беспереводный характер. Это беглое чтение про себя. В процессе синтетического чтения все внимани ...

Методика работы с иллюстративным материалом в процессе развития творческого потенциала учащихся на уроках по культурологическим дисциплинам
Методика развития творческих умений учеников с помощью иллюстративного материала и художественного творчества базируется на визуальном восприятии информации, а также умениях передавать её в помощью рисунка. Создание рисунков, иллюстраций к тексту, комиксов и диафильмов особенно подходят для уроков ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru