Учитель говорит:
Для того чтобы ответить на вопрос задачи, можно поступить по-разному:
а) посчитать, сколько полосок у одного школьника;
б) или вспомнить, сколько раз выполнялась операция раздачи по полоске.
В любом случае, выполненное деление на математическом языке можно записать так: 8 - 2 - 2 - 2 - 2. Вычитаемые в этой разности показывают, сколько полосок досталось каждому школьнику в результате раздачи по одной.
Число, соответствующее количеству вычитаемых и есть ответ на вопрос задачи. Это была рассмотрена задача "деление на равные части", т.е.8 гр.: 2 = 4 гр.
Совсем иначе звучит и решается задача на деление по содержанию.
Например: Каждая бригада вскопала по 4 грядки. А всего они вскопали 8 грядок. Сколько бригад выполняли эту работу?
Учитель берет 8 полосок. Их нужно разложить по 4 и определить, сколько же получится стопочек?
Практическое решение этой задачи на математическом языке описывается следующей записью: 8 - 4 - 4. Здесь количество вычитаемых дает ответ на вопрос задачи:
8 гр.: 4 гр. = 2 звена.
8. Задачи, раскрывающие связь между умножением и делением.
Изучение умножения и деления во взаимосвязи позволяет лучше усвоить эти операции. Методика их введения может быть различной. Так, например, задачи на умножение и деление предлагаются в следующей системе: одна на умножение и две обратные задачи к данной - на деление.
Задача. Купили 4 банки с краской. В каждой банке по 3 кг краски. Сколько всего краски купили?
Затем учащимся предлагается составить задачу, решаемую умножением используя, например, слова: "… каждому кролику дали …" или "… всего рядов …" и так далее.
Кроме перечисленных приемов используются специальные задачи, раскрывающие связь между умножением и делением. Эти задачи, как и задачи, только что рассмотренные, решаются умножением или делением. Например:
1) Неизвестное число умножили на 7 и получили 35. Найти неизвестное число.2) 9 умножили на неизвестное число и получили 27. Найти неизвестное число.
Подчеркнем, что главным в обучении младших школьников решению задач, раскрывающих связь между умножением и делением, являются предметные иллюстрации, отражающие взаимосвязь этих операций.
При желании учитель может использовать возможность обучения школьников решению уравнений. В таком случае важная роль отводится заданиям на составление задач по данному уравнению. Например, учитель может нарисовать на доске запись выражения, где вместо чисел поставлены квадраты. Потом, подставляя в квадраты числа, просит учеников составить задачи по этим предикатам.
9. Задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.
В решении задач названного типа обычно у школьников встречается одна и та же ошибка: эти задачи они путают с задачами на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Поэтому методика работы с ними ориентирована на противопоставление задач этих типов. Например:
Задача 1. У Наташи 3 карандаша, а у Сережи на 2 карандаша больше. Сколько карандашей у Сережи?
Задача 2. У Наташи 3 карандаша, а у Сережи в 2 раза больше. Сколько карандашей у Сережи?
При проведении краткой записи учитель должен выделить существенные элементы:
Задача 1. Н. – 3 к. Задача 2. Н. – 3 к.
С. – ?, на 2 к. б. С. – ?, в 2 раза б.
Кроме того, полезно выполнить иллюстрацию, например, с помощью наборного полотна:
Задача 1 |ООО|
|ООО|ОО|
Задача 2 |ООО|
|ООО|ООО|
Такое чередование задач полезно на всем протяжении их изучения.
Простые задачи с пропорциональными величинами.
В содержание простых задач, решаемых умножением и делением, могут входить разнообразные величины.
Например: стоимость, масса и цена; стоимость, количество и цена; скорость, время и путь; норма ткани на одно изделие, количество одинаковых изделий и расход ткани, и т.п.
Содержание простых задач, в которые, например, входят цена, количество и стоимость, можно представить в виде следующей таблицы (Табл.2.2.1):
Таблица 2.2.1
Цена тетради в рублях |
Количество тетрадей |
Стоимость этих тетрадей в рулях |
2 |
4 |
? |
2 |
? |
8 |
? |
4 |
8 |
Актуально о образовании:
Понятие интеллекта в трудах отечественных и зарубежных ученых
В анализе мышления трудно обойтись без понятий "интеллект" и "интеллектуальные способности". Словом "интеллект" (от лат. intellectus — понимание, познание) обозначают относительно устойчивую структуру умственных способностей. Существуют различные толкования этого понят ...
Организация процесса исправления
Действенность режимно-воспитательной работы среди осужденных во многом определяется педагогическим опытом сотрудников колонии, гибкостью, умелым и творческим применением существующих форм и методов педагогического влияния на правосознание преступников. Для получения положительных результатов важно ...
Коррекционная работа по развитию интеллектуальных способностей
младших школьников
Одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста является развитие их общих интеллектуальных способностей (мышления, памяти, внимания). Для наиболее эффективного решения этой задачи необходимо четкое понимание данного термина учителем и исследование уровня развития интеллекта уча ...