Было - 11 з. Было - 11 з.
Подарили - ? з. Подарили - 2 з.
Осталось - 9 з. Осталось - ? з.
Все три решения выписываются в столбик:
11 - 2 = 9 (з.)
11 - 9 = 2 (з.)
9 + 2 = 11 (з.)
Учитель предлагает соотнести каждое решение с текстом соответствующей ему задачи. Затем учитель сам подводит итог:
В первом случае мы вычитаем, значит, находим разность. Повторим название компонентов.
Второе и третье равенства читаются с использованием названий компонентов и результата действия. Это может делать как учитель, так и учащиеся, в случае, если они уже освоили этот материал.
При решении задачи типа:
Было - 12 л
Отлили - ?
Осталось - 8 л
Н.Б. Истомина не рекомендует пользоваться записью 12 - ? = 8. Задача должна быть решена арифметическим способом.
Учащимся можно задать следующий вопрос:
Можно ли к 12 прибавить 8?
Нет, мы получим число, которое больше 12, а литры отлили, значит отлить больше, чем было, не могли.
Такие рассуждения оказываются эффективными для формирования у школьников умения устанавливать взаимосвязи между данными и искомым.
4. Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Младшие школьники не понимают (если им этого не уточнить), что например, Оля не может съесть те конфеты, которые съела Катя. Поэтому большая часть учащихся решают этот тип задач по опорному слову "больше" ("меньше"). А вообще-то такая задача должна бы решаться в два действия:
1) определяется численность множества, о котором идет речь в условии задачи;
2) выполняется операция объединения двух множеств.
Обычно прямая форма этого типа задач не вызывает затруднения. Косвенная же форма усваивается с большим трудом.
До решения этого типа задач полезны подготовительные упражнения следующего характера:
Возьмите 6 красных кружков. Разложите их в ряд.
Под каждым красным кружком положите синие кружки.
Сколько синих кружков вы положили?
Положите синих кружков столько, чтобы их стало на 2 больше, чем красных.
Теперь красных кружков нужно положить столько, чтобы их стало столько, чтобы их стало столько же, сколько синих.
5. Задачи на сравнение численности двух множеств с помощью вычитания.
Этот тип задач рекомендуется давать вместе с задачей на нахождение суммы двух чисел:
Один дом построили за 10 недель, а другой за 8 недель. Сколько всего недель было затрачено на строительство?
Параллельно проводятся их краткие записи.
1 дом - 10 нед.1 дом - 10 нед.
2 дом - 8 нед.? всего нед.
На ск. б. строили 1 дом 2 дом - 8 нед.
Здесь возможна ошибка учащихся: они слова "на … больше" могут истолковать как в задаче на увеличение числа на несколько единиц и поэтому, не задумываясь, решат ее сложением. Чтобы избежать этого, данную задачу нужно решать на предметном уровне. Внимание учащихся необходимо обратить на то, что вопрос задачи может звучать иначе: "На сколько меньше …?".
Для получения навыка в решении подобных задач большое значение имеют упражнения на составление текста задачи по краткой записи, рисунку, чертежу, числовому выражению.
6. Задачи, раскрывающие смысл понятия умножения.
Умножение в начальной школе определяется через сложение в концентре "Сотня". Вместе со знакомством с новой записью сложения одинаковых слагаемых, учащимся сообщается новая терминология: "умножение", "произведение", "множитель" и новый знак действия "·".
Важно, чтобы школьники усвоили понятие произведения и приобрели опыт работы с предметными множествами, иначе в дальнейшем младшим школьникам будет трудно работать с задачами, где есть отношения "больше в … раз", "увеличить в … раз" и др.
7. Задачи, раскрывающие смысл операции деления.
Эта операция для учащихся самая сложная, так как если с делением младших школьников знакомить сразу после умножения, то они эти действия путают.
Для введения деления используется житейские ситуации. Их две.
Сначала рассматривается, что значит разделить некоторое число на равные части.
Задача. Два звена пропололи 8 грядок, каждое поровну. Поскольку грядок пропололо каждое звено?
Берутся 8 полосок. Учитель раздает их двум детям, по очереди, каждому школьнику по одной полоске и так до тех пор, пока все полоски не закончатся.
Актуально о образовании:
Классификации проблемных ситуаций, пути и способы их создания
Опыт показывает, что имеется уже свыше 20 классификаций проблемных ситуаций. Психологический подход осуществлен А. М. Матюшкиным. Он разработал классификацию проблемных ситуаций в наиболее общем виде, в основу ее положено действие, которое является главным элементом поведения человека, его деятельн ...
Проект – единица проектной деятельности
Проект – это слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определенной умственной задачи, но и ее практическое выполнение. «Научные знания сделаются необходимым орудием свободного и активного участия в современной социальной жизни». Проектное обучение по механизму разворачива ...
Подготовка учителя к организации развития творческого потенциала учащихся
на уроках по культурологическим дисциплинам
Развитие творческого потенциала учащихся требует создания специальных условий познавательного учебного процесса. Успешное выполнение этих задач во многом зависит от понимания себя и самооценки учителя. Самопознание, самоуправление, забота о своем психическом здоровье – важнейшая задача любого педаг ...