Любое умение - это качество человека, а именно: его готовность и возможность успешно осуществлять определенные действия. В методической литературе принято выделять два основных типа умения решать задачи:
общее умение решать задачи;
умение решать задачи определенного вида (частное умение решать задачи).
Чтобы успешно формировать эти умения, нужно знать, в чем и как они проявляются, каковы их структура и операциональный состав, какие компоненты являются вариативными, изменяемыми, а какие - инвариатными, неизменяемыми.
Общее умение решать задачи проявляется при решении человеком (испытуемым) незнакомой задачи, т.е. задачи такого вида, способ решения которой неизвестен решающему. При формировании общего умения решать задачи предметом изучения и основным содержанием обучения процессу решения задач являются методы и способы решения задач, приемы, помогающие осуществлению каждого этапа и всего процесса решения в целом.
Умение решать задачи определенных видов состоит из:
знаний о видах задач, способов решения задач каждого вида;
умения "узнать" задачу данного вида, выбрать соответствующий ей способ решения и реализовать его на "узнанной" задаче. Обучение умению решать задачи определенного вида включает в себя усвоение детьми сведений о видах задач, способов решения задач каждого вида (данного вида) и выработку умения выделять задачи соответствующих видов, выбирать способы решения, адекватные виду задачи, применять эти способы к решению конкретных задач.
При формировании у школьников умения решать задачи определенных видов предметом изучения и основным содержанием обучения являются виды задач, способы и образцы решения задач конкретных видов. Это является одной из наиболее сложных методических проблем, с которыми сталкивается учитель при обучении младших школьников. И это естественно, так как решение задач вообще и математических в частности, по своей сути - процесс творческий, требующий продуктивной деятельности.
Если рассматривать формирование умения решать задачи с точки зрения требований, предъявляемых школой, то достаточно научиться решать набор так называемых стандартных задач, используя многократное повторение задач каждого типа вплоть до выработки и запоминания образца решения.
В этом случае действительно можно говорить даже не о формировании умения, а об автоматизированном навыке решения задач, как это делает Л.Г. Петерсон в своем пособии для учителей первых классов .
Методы обучения решению задач "вырастают" из знаний о задаче и процессе их решения. Нельзя подменять эти понятия, но и нельзя осмысленно обучать решению задач, не упорядочив знания о решении задач.
Термин "умение" имеет два значения:
1) как первоначальный уровень овладения каким-либо простым действием. В этом случае навык рассматривается как высший уровень овладения этим действием, автоматизированное его выполнение: умение переходит в навык.
2) как способность осознанно выполнять сложное действие с помощью ряда навыков. В этом случае навык - это автоматизированное выполнение элементарных действий, из которых состоит сложное действие, выполняемое с помощью умения.
В структуре любого действия можно выделить общие элементы, реализация которых необходима при воспроизведении каждого конкретного умения. Владение этими элементами может служить объективными показателями сформированности умения:
построение алгоритма (последовательности) операций выполнения конкретных действий в структуре умения;
моделирование (планирование) практического выполнения действий, составляющих данное умение;
Актуально о образовании:
Сущность и значение коррекционно - развивающего образования
Медики констатируют, что за последние 20 лет в состоянии здоровья детского населения произошли неблагоприятные изменения более чем в 4 раза, увеличилось количество детей с хронической патологией. До 50% взросло число детей, имеющих дисфункциональные нарушения. Прослеживается прямая связь отклонений ...
Анализ программных требований к формированию умений
решать текстовые задачи
Изучение математики способствует всестороннему развитию умственных способностей младших школьников: памяти, логического и критического мышления, интуиции, воображения, внимания, информационной культуры, формирования первичных умений доказательно размышлять и объяснять свои действия, математизироват ...
Подсистема художественного воспитания и образования в системе общего
образования на современном этапе развития куль туры
По убеждению ученого у искусства особая миссия. Определяя одну из задач сознания как задачу на смысл, он считает, что: "Искусство и есть та единственная деятельность, которая отвечает задаче открытия, выражения и коммуникации личностного смысла действительности, реальности". Известно, что ...