Историко-педагогический анализ проблемы формирования умений решать текстовые задачи

Страница 5

решением задачи называют лишь те действия, которые производят над условиями и их следствиями на основе общих положений математики для получения ответа задачи.

В исследованиях М.А. Бантовой подробно рассмотрен вопрос функций задач в процессе обучения, определено понятие "умение решать задачи" .

С помощью решения простых задач формируется одно из центральных понятий начального курса математики - понятие об арифметических действиях и ряд других понятий. Умение решать простые задачи является подготовительной ступенью овладения учащимися умением решать составные задачи, так как решение составной задачи сводится к решению ряда простых задач. При решении простых задач происходит первое знакомство с задачей и её составными частями.

Н.Б. Истомина рассматривает процесс решения задач (простых и составных) как переход от словесной модели к математической. В основе этого перехода лежит семантический (смысловой) анализ текста и выделение в нем математических понятий и отношений (математический анализ текста). Младшие школьники должны быть подготовлены к этой деятельности, поэтому знакомство с текстовой задачей следует проводить после специальной работы по формированию математических понятий и отношений, которые будут использованы при решении задач. До знакомства с решением задач ученики должны достигнуть определенного уровня развития логических приемов мышления (анализа и синтеза, сравнения, обобщения), а также приобрести определенный опыт в соотнесении предметных, текстовых, схематических и символических моделей, который может использоваться для интерпретации текстовой модели.

Особый интерес представляет работа В.В. Малыхиной, в которой рассмотрена методика формирования у младших школьников умения решать текстовые задачи в системе развивающего обучения. В ней сюжетная задача рассматривается как "специальный объект изучения, а ее решение - как процесс моделирования, для организации которого используется система обучающих заданий и комплекс методических приемов", что, по мнению автора, и является залогом эффективности разработанной методики.

Методическая интерпретация деятельности учащихся, направленной на формирование умений решать текстовые задачи, представлена в исследовании С.Е. Царевой. По мнению С.Е. Царевой, "обучение решению задач - это специально организованное взаимодействие учителя и учащихся, цель которого - формирование у учащихся умения решать задачи".

В истории использования задач в обучении математике можно выделить следующие этапы:

изучение математики с целью обучения решению задач;

обучение математике, сопровождаемое решением задач;

обучение математике через решение задач.

Цель работы над задачами состоит в том, чтобы обеспечить лучшее усвоение включённых в программу вопросов теории, научить детей применять приобретённые теоретические знания на практике. При этом надо сформировать некоторые общие умения, необходимые для самостоятельного решения несложных жизненных задач, поддающихся "переводу" на язык математики. Необходимо развивать у учащихся умение рассуждать, основанное на способности отделить известное от неизвестного, установить существующие между ними связи, перевести эти связи с конкретного языка текстовой задачи на абстрактный язык математических отношений и зависимостей.

Обучение решению задач - это специально организованное взаимодействие учителя и учащихся, цель которого - формирование у учащихся умения решать задачи.

Чтобы выявить характер и условия такого взаимодействия, нужно разобраться в том, что, значит, умение решать задачи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Актуально о образовании:

Методические рекомендации по формированию лексики детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
Поскольку в эксперименте мы выявили особенности формирования предикативного, атрибутивного и номинативного словаря детей 5-6 лет со стертой дизартрией, то, по нашему мнению, необходима специальная коррекционно- развивающая работа с детьми со стертой дизартрией, направленная на обогащение словаря, у ...

Состояние речевых и неречевых функций у младших школьников с общим недоразвитием речи
Анализ теоретических положений показал, что к необходимым условиям эффективности коррекционно-развивающего обучения детей с общим недоразвитием речи следует отнести применение информационных компьютерных технологий, как наиболее полно отвечающим требованиям современного коррекционного образования, ...

Возрастные особенности художественно – творческого развития детей младшего школьного возраста
Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы. Первая группа включает природные задатки и индивиду ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru