Опознание символических, стилизованных изображений.
5. Методика развития обобщенности восприятия.
В данной методике применяется набор из двадцати геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник); каждая форма фигуры имеет четыре варианта: красного, зеленого, желтого и синего цветов. Набор предметных изображений, относящихся к разным родам и разным видам, с широкой вариативностью признаков (форма, цвет, размер, ориентация и др.). Набор сложных рисунков, состоящих из множества изображений, относящихся к разным классам.
Формирование обобщенности восприятия осуществляется в ходе последовательного выполнения детьми ряда заданий (от простых к более сложным). Педагог должен проверить, умеют ли дети производить категоризацию отдельных признаков изображений.
Группировка изображений по одному отдельному признаку
Группировка изображений по двум и более признакам.
Сравнить два изображения одного класса, найти в них сходство и различия. Выделить и обозначить словом их общие свойства, составляющие содержание понятия об этом классе объектов. Отделить общие свойства от частных и обозначить их словом.
Сравнить два и более изображений разных классов. Отнесение изображенных предметов как в широкий, так и в узкий по объёму классы. Зрительный поиск изображений среди множества других по семантическому образу (словесному описанию).
Формирование умений и навыков пространственного ориентирования необходимо начинать после проведенной работы по развитию у слабовидящих детей зрительного восприятия. Затем следует учить их ориентироваться в схеме собственного тела, определять положение предметов относительно него. При этом обязательным условием является выработка опорных образов, т.е. начальных точек отсчета в системе координат пространства и только после этого вырабатывать противоположные понятия.
Работа по закреплению грамматических форм выражения пространственных отношений предметов следует начинать на реальных предметах, а затем переходить к освоению знаков и их систем, постепенно и последовательно перенося действия во внутренний план. Работа по освоению направлений пространства ведется в следующей последовательности:
определение и закрепление в схеме собственного тела положений верх, сверху,
определение относительно собственного тела положения сзади;
определение относительно собственного тела положения справа относительно чего-то или кого-то;
определение относительно собственного тела положений за, сзади;
относительно собственного тела положения справа;
относительно собственного тела положений под, около;
определение положения перед в схеме собственного тела;
определение относительно собственного тела положения лево, слева;
закрепление положений низ, снизу относительно собственного тела;
закрепление положений перед, спереди относительно собственного тела;
закрепление положений лево, слева относительно собственного тела;
определение и отработка положения предмета относительно другого предмета в позициях выше, сверху, справа, сзади, под;
отработка положения одного предмета относительно другого в позициях ниже, снизу, слева, перед, над;
определение и закрепление положений из-за, между, из-под;
автоматизация в устной и письменной речи наречий, обозначающих пространственные направления, справа, слева, выше, ниже, сверху, снизу;
автоматизация наречий, обозначающих внешние признаки предметов, больше, меньше, выше, ниже, шире, уже, короче, длиннее;
закрепление наречий, обозначающих расположение предметов относительно определенной точки, ближе, дальше;
закрепление употребления на письме предлогов, обозначающих пространственные отношения в следующем порядке: в, за, под, около, к, у;
употребление предложно-падежных конструкций, выражающих пространственные отношения с помощью следующих предлогов: из, перед, на, над, вокруг, от;
закрепление употребления предлогов из-за, между, из-под;
дифференциация предлогов в - из, за - перед, под - над, над - на, к - от, из-за, из-под.
Павлова Т.А. рекомендует работу по закреплению зрительно-пространственного образа букв начинать с упражнений по уточнению восприятия буквы зеркального написания. Затем вести работа по устранению замен по оптическому и в последнюю очередь по кинетическому сходству.
Одновременно с выше изложенной коррекционной работой проводится работа по развитию зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами.
Например:
Найди фигуру или букву в ряду сходных. Предлагаются ряды сходных печатных и рукописных букв.
Срисовать фигуру или букву по образцу и после кратковременной экспозиции.
Актуально о образовании:
Критическое мышление, способствующее профессиональному развитию учителя
"Впервые в Казахстане осуществляется международный проект организации курсов повышения квалификации совместно с Факультетом образования университета Кембридж в Великобритании. Главным результатом составляющих новой системы будет обеспечение единого концептуального подхода к повышению квалифика ...
Диагностика агрессивности у детей младшего школьного возраста
Основной проблемой диагностики детской агрессивности является подбор методически правильных, валидных, надежных и репрезентативных методик, которые позволяют создать общую картину социального взаимодействия ребенка с окружающим его социальным миром. Диагностика было проведена на учащихся группы про ...
Подготовка учителя к организации развития творческого потенциала учащихся
на уроках по культурологическим дисциплинам
Развитие творческого потенциала учащихся требует создания специальных условий познавательного учебного процесса. Успешное выполнение этих задач во многом зависит от понимания себя и самооценки учителя. Самопознание, самоуправление, забота о своем психическом здоровье – важнейшая задача любого педаг ...