Влияние особенностей зрительного восприятия детей с нарушениями зрения на характер нарушений письма и пути их коррекции

Новое о образовании » Взаимосвязь особенностей восприятия и дисграфических расстройств у детей с нарушениями зрения » Влияние особенностей зрительного восприятия детей с нарушениями зрения на характер нарушений письма и пути их коррекции

Страница 4

Опознание символических, стилизованных изображений.

5. Методика развития обобщенности восприятия.

В данной методике применяется набор из двадцати геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник); каждая форма фигуры имеет четыре варианта: красного, зеленого, желтого и синего цветов. Набор предметных изображений, относящихся к разным родам и разным видам, с широкой вариативностью признаков (форма, цвет, размер, ориентация и др.). Набор сложных рисунков, состоящих из множества изображений, относящихся к разным классам.

Формирование обобщенности восприятия осуществляется в ходе последовательного выполнения детьми ряда заданий (от простых к более сложным). Педагог должен проверить, умеют ли дети производить категоризацию отдельных признаков изображений.

Группировка изображений по одному отдельному признаку

Группировка изображений по двум и более признакам.

Сравнить два изображения одного класса, найти в них сходство и различия. Выделить и обозначить словом их общие свойства, составляющие содержание понятия об этом классе объектов. Отделить общие свойства от частных и обозначить их словом.

Сравнить два и более изображений разных классов. Отнесение изображенных предметов как в широкий, так и в узкий по объёму классы. Зрительный поиск изображений среди множества других по семантическому образу (словесному описанию).

Формирование умений и навыков пространственного ориентирования необходимо начинать после проведенной работы по развитию у слабовидящих детей зрительного восприятия. Затем следует учить их ориентироваться в схеме собственного тела, определять положение предметов относительно него. При этом обязательным условием является выработка опорных образов, т.е. начальных точек отсчета в системе координат пространства и только после этого вырабатывать противоположные понятия.

Работа по закреплению грамматических форм выражения пространственных отношений предметов следует начинать на реальных предметах, а затем переходить к освоению знаков и их систем, постепенно и последовательно перенося действия во внутренний план. Работа по освоению направлений пространства ведется в следующей последовательности:

определение и закрепление в схеме собственного тела положений верх, сверху,

определение относительно собственного тела положения сзади;

определение относительно собственного тела положения справа относительно чего-то или кого-то;

определение относительно собственного тела положений за, сзади;

относительно собственного тела положения справа;

относительно собственного тела положений под, около;

определение положения перед в схеме собственного тела;

определение относительно собственного тела положения лево, слева;

закрепление положений низ, снизу относительно собственного тела;

закрепление положений перед, спереди относительно собственного тела;

закрепление положений лево, слева относительно собственного тела;

определение и отработка положения предмета относительно другого предмета в позициях выше, сверху, справа, сзади, под;

отработка положения одного предмета относительно другого в позициях ниже, снизу, слева, перед, над;

определение и закрепление положений из-за, между, из-под;

автоматизация в устной и письменной речи наречий, обозначающих пространственные направления, справа, слева, выше, ниже, сверху, снизу;

автоматизация наречий, обозначающих внешние признаки предметов, больше, меньше, выше, ниже, шире, уже, короче, длиннее;

закрепление наречий, обозначающих расположение предметов относительно определенной точки, ближе, дальше;

закрепление употребления на письме предлогов, обозначающих пространственные отношения в следующем порядке: в, за, под, около, к, у;

употребление предложно-падежных конструкций, выражающих пространственные отношения с помощью следующих предлогов: из, перед, на, над, вокруг, от;

закрепление употребления предлогов из-за, между, из-под;

дифференциация предлогов в - из, за - перед, под - над, над - на, к - от, из-за, из-под.

Павлова Т.А. рекомендует работу по закреплению зрительно-пространственного образа букв начинать с упражнений по уточнению восприятия буквы зеркального написания. Затем вести работа по устранению замен по оптическому и в последнюю очередь по кинетическому сходству.

Одновременно с выше изложенной коррекционной работой проводится работа по развитию зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами.

Например:

Найди фигуру или букву в ряду сходных. Предлагаются ряды сходных печатных и рукописных букв.

Срисовать фигуру или букву по образцу и после кратковременной экспозиции.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Пути и методы реализации межпредметных связей
Вопрос о путях и методах реализации межпредметных связей – это один из аспектов общей проблемы совершенствования методов обучения. Отбор методов обучения учитель производит на основе содержания учебного материала и на подготовленности учащихся к изучению химии на уровне межпредметных связей. На пер ...

Критическое мышление, способствующее профессиональному развитию учителя
"Впервые в Казахстане осуществляется международный проект организации курсов повышения квалификации совместно с Факультетом образования университета Кембридж в Великобритании. Главным результатом составляющих новой системы будет обеспечение единого концептуального подхода к повышению квалифика ...

Система работы по развитию творческих способностей на формирующем этапе эксперимента
Задачи экспериментальной работы: -исследование воздействия эстетических качеств среды на физиологию, психику, интеллект младших школьников; -организация эстетико-педагогических условий в учебно-воспитательной деятельности на протяжении формирующего эксперимента; -организация творческой деятельности ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru