Влияние особенностей зрительного восприятия детей с нарушениями зрения на характер нарушений письма и пути их коррекции

Новое о образовании » Взаимосвязь особенностей восприятия и дисграфических расстройств у детей с нарушениями зрения » Влияние особенностей зрительного восприятия детей с нарушениями зрения на характер нарушений письма и пути их коррекции

Страница 3

Составление целого изображения из его частей (по образцам, по словесному описанию педагога). Полезный прием для формирования качеств целостности и структурности - нахождение и дополнение недостающих фрагментов изображений.

Зрительный поиск по образцу и по памяти целевого (заданного) изображения в наборах, состоящих из трех, пяти, семи и десяти изображений. Это способствует усвоению понятия целостной идентичности изображений.

Зрительный поиск изображений по сочетанию двух и более признаков (цвет - цвет, цвет - форма, размер - форма-цвет и т.д.) в перцептивных полях, содержащих от трех до десяти изображений. Выполнение заданий такого типа способствует установлению связей внутри систем сенсорных эталонов и между системами и, следовательно, формированию целостности и структурности восприятия.

Воспроизведение цветовой гаммы простых и сложных гетерохромных рисунков по образцу и по образу-представлению.

Выполнение предлагаемых заданий связано с активным вовлечением в акт восприятия мнемонических и мыслительных процессов, что имеет компенсаторное значение при нарушениях сенсорного отражения.

3. Методика расширения зоны константного восприятия при нарушениях зрения осуществляется с помощью специальных приемов и длительной тренировки в ходе коррекционных занятий.

Для этого используются контурные, силуэтные, плоскостные и объемные сложные изображения с широкой вариативностью признаков (формы, цвет используется стратегия опознания изображений при изменяющихся условиях их предъявления.

Определяется максимальное расстояние от глаз, на котором изображения разного размера опознаются правильно. Затем это расстояние постепенно увеличивается, закрепляются навыки опознания изображений на больших расстояниях от глаз. Для достижения этой цели используются следующие задания.

Опознание предметов, изображенных в фас, профиль, полупрофиль.

Сравнение размеров изображений, находящихся на различных расстояниях от глаз. Зрительный поиск целевого изображения, отличающегося цветом, размером, ориентацией, местоположением от других похожих изображений в перцептивном поле.

Сравнение и определение идентичности формы двух объемных (трехмерных) объектов.

Сравнение рисунков, изображающих одну и ту же предметную ситуацию с разных точек наблюдения. Развитие константности восприятия сложных гетерохромных рисунков.

4. Для реализации методики развития апперцепции и антиципации применяются наборы черно-белых и гетерохромных изображений по темам: "Предметы быта и жизнедеятельности человека"; "Растительный и животный мир" и др. Рисунки, на которых представлены контурные законченные и незаконченные изображения; целостные и без одного или двух фрагментов. Рисунки, на которых представлены изображения с частичным наложением одного на другое. Наборы контурных незавершенных изображений. Наборы целых изображений и их частей с разной информативной значимостью Контурные изображения "зашумленные" другими контурами в перцептивном поле. Рисунки, содержащие замаскированные изображения. Стилизованные, символические изображения.

Основная стратегия - обучение детей оперированию зрительными образами, предвосхищающему опознание на основе прошлого опыта. С этой целью дети выполняют ряд заданий.

Ознакомление детей с большим набором изображений по темам, указанным выше. Аналитическое и целостное восприятие этих изображений.

Сравнение на рисунке одного и того же (например, птица) контурного законченного и незаконченного изображения; дорисовка второго изображения по образцу.

Опознание изображений, частично перекрытых другим изображением (черный прямоугольник частично перекрывает контурные: круг, овал, треугольник, другой прямоугольник). Возможны и другие рисунки с частичным перекрытием изображений; предмет первого плана перекрывает видимость предмета, находящегося за ним. Для правильного восприятия такого рисунка надо уметь домысливать недостающую часть перекрытого предмета, чтобы иметь полное представление об изображении. Опознание тем труднее, чем больше перекрыто изображение.

Опознание изображений по неполному контуру.

Опознание сложных гетерохромных изображений по их частям с разной информативной значимостью. Вначале дети рассматривают и запоминают целые изображения. Затем предлагается определить, какому изображению принадлежит та или иная часть. Фрагменты изображений предъявляются в случайном порядке. Зрительный поиск контурных изображений, "зашумленных" другими контурами.

Опознание изображений в условиях маскировки, которая осуществляется прямыми, ломаными, волнистыми линиями разного цвета в перцептивном поле. Степень маскировки может быть различной. Ребенку дается задание выделить целевой объект из маскирующего фона. Если он затрудняется в опознании, педагог предлагает ему обвести целевое изображение карандашом.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Организация условий проведения педагогического исследования
Для педагогического исследования огромное значение имеет организация условий его проведения. Необходимо учитывать то обстоятельство, что исследователь имеет дело с детьми, поэтому одним из основных требований к нему является «не навреди». Отсюда следует необходимость тщательного обдумывания всех во ...

Проектор
Проектор и компьютер для работы с интерактивной доской могут быть практически любыми (например, те, что уже есть в школе) – специальных требований к ним для работы с доской не предъявляется. Мультимедиа-проекторы предназначены для демонстрации как компьютерного, так и видеоизображения, в то время к ...

Общие правила организации современного урока
Первое правило - определить цель (чего надо достичь). Поскольку в уроке отражаются обучающая, развивающая и воспитывающая функции учебно-воспитательного процесса, надо определить общую дидактическую цель урока, включающую учебную цель (усвоение новых понятий, формирование навыков развитие воображен ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru