Коротко рассмотрим содержание указанных методик.
Развитие качеств зрительного восприятия осуществляется посредствам ряда методик:
1. Методика развития интермодального восприятия в процессе предметно-практической деятельности, как отмечает Григорьева Л. П., может быть обоснованно рекомендована для формирования качества предметности восприятия младших школьников с нарушениями зрения.
В качестве материала на коррекционных занятиях используются натуральные предметы и их модели, разной степени сложности конструкторы. К натуральным предметам относятся геометрические фигуры, предметы, состоящие из комбинации геометрических фигур, предметы жизнедеятельности людей, растительного и животного мира. В дидактическом материале должно быть как можно больше предметов и их моделей, с которыми ребенок сталкивается в быту, и они имеют для него определенную значимость (предметы домашнего обихода, посуда, одежда, мебель и т.д.). С помощью моделей необходимо формировать предметность тех зрительных образов, с которыми ребенок может встретиться в учебно-воспитательном процессе в реальной жизни.
Работа ребенка с предметами имеет множество вариантов заданий в зависимости от того наглядного материала, которым располагает педагог. Прежде всего необходимо учить детей способам зрительно-осязательного обследования предмета и сопоставления его с соответствующим изображением на рисунке. Следует обучать детей выделять характерные признаки предмета и его изображения, сопоставлять их, находить сходство и различие. Важным приемом является обучение детей составлять предмет из его отдельных частей по образцу, представленному на рисунке, по представлению, по словесному описанию педагога.
В целом работа с методикой развития интермодального восприятия способствует усвоению основных сенсорных эталонов с помощью предметных образцов; формированию умений делить предмет на части, понимать его структуру, соотносить части и их в признаки, объединять части в единое целое; развитию навыков сопоставления образа, формирующегося в ходе работы с предметом, и хранящегося в памяти образа-эталона. У детей формируются предметно-пространственные представления, умения воспроизводить пространственное расположение предметов, изменять структуру перцептивного поля, умения соотносить реальные предметы с их изображениями.
2. Для реализации методики развития аналитического и целостного восприятия требуется большое разнообразие иллюстративного материала: контурные и силуэтные изображения (черные и цветные); простые, сложные черно-белые и гетерохромные изображения; плоскостные (двумерные) и объемные (трехмерные).
При нарушениях зрения у детей, когда эмпирическое формирование перцептивной целостности затруднено, восприятие в большинстве случаев должно быть аналитическим, чтобы был достигнут положительный результат. Необходимо развивать у детей умения и навыки аналитического восприятия, что облегчит формирование перцептивной целостности.
На занятиях педагог организует ориентировочно-исследовательскую деятельность детей в зрительной среде. Ребенка просят найти рисунок, выделить его на фоновой плоскости, определить его границы. Выделив рисунок как объект, дети учатся ориентироваться на его плоскости: определяют верх - низ, правую - левую, центральную части. Затем дается инструкция найти предметное изображение на рисунке и обвести его контур с целью формирования первичной целостности еще не завершенного процесса восприятия.
Далее педагог обучает ребенка восприятию не только контура, но и внутренней структуры изображения. С этой целью проводится зрительный анализ, т.е. последовательное, развернутое в пространстве и во времени изучение предъявленного изображения. Формированию умений выделять внутри определенного целого изображения его крупные фрагменты и элементы следует уделять большое внимание. Это необходимо для развития операции анализа целостных образов. Отсутствие при обучении стадии анализа изображений приводит к недостаточно точному целостному и структурному восприятию объектов при низком зрении.
Обучение приемам анализа изображения сочетается с обучением синтезу (объединению) его частей в единое целое. В сформированном состоянии операция анализа - мысленное разделение объекта на части; обнаружение его существенных признаков; а операция синтеза - мысленное объединение частей или свойств в единое целое. В процессе восприятия анализ и синтез неразрывны; переход от частей к целому осуществляется в едином аналитико-синтетическом процессе. Высокий уровень развития этих операций у детей с низким зрением может способствовать компенсаторному облегчению опознания сенсорно обедненных зрительных образов.
В ходе коррекционных занятий следует формировать целостные образы, которые приобретают значения эталонов. Для реализации этой цели можно рекомендовать выполнение детьми следующих заданий.
Актуально о образовании:
Проблемное изложение материала
Проблемное изложение материала отличается от информативного метода изложения тем, что учитель излагает научные проблемы и открытия не в их завершенном виде, а раскрывает процесс решения проблемы, историю открытия, в некотором смысле сокращенно воспроизводит путь к доказательному познанию и открытию ...
Модернизация образования
За последние десять лет система российского образования претерпела значительные изменения в русле общих процессов демократизации жизни общества, формирования рыночной экономики. Это стало возможным в результате последовательной реализации законодательных актов в области образования, других норматив ...
Работа с родителями по вопросам воспитания этической культуры у младших
школьников
Велика роль семьи в развитии у ребенка представлений о морали. Это влияние может быть положительными и отрицательными. Так, отправляя ребенка в школу, мама может несколько раз повторить: «Никому не давай книгу, её могут испачкать, порвать». В школе же постоянно в беседах на уроках, в повседневной д ...