Влияние особенностей зрительного восприятия детей с нарушениями зрения на характер нарушений письма и пути их коррекции

Новое о образовании » Взаимосвязь особенностей восприятия и дисграфических расстройств у детей с нарушениями зрения » Влияние особенностей зрительного восприятия детей с нарушениями зрения на характер нарушений письма и пути их коррекции

Страница 2

Коротко рассмотрим содержание указанных методик.

Развитие качеств зрительного восприятия осуществляется посредствам ряда методик:

1. Методика развития интермодального восприятия в процессе предметно-практической деятельности, как отмечает Григорьева Л. П., может быть обоснованно рекомендована для формирования качества предметности восприятия младших школьников с нарушениями зрения.

В качестве материала на коррекционных занятиях используются натуральные предметы и их модели, разной степени сложности конструкторы. К натуральным предметам относятся геометрические фигуры, предметы, состоящие из комбинации геометрических фигур, предметы жизнедеятельности людей, растительного и животного мира. В дидактическом материале должно быть как можно больше предметов и их моделей, с которыми ребенок сталкивается в быту, и они имеют для него определенную значимость (предметы домашнего обихода, посуда, одежда, мебель и т.д.). С помощью моделей необходимо формировать предметность тех зрительных образов, с которыми ребенок может встретиться в учебно-воспитательном процессе в реальной жизни.

Работа ребенка с предметами имеет множество вариантов заданий в зависимости от того наглядного материала, которым располагает педагог. Прежде всего необходимо учить детей способам зрительно-осязательного обследования предмета и сопоставления его с соответствующим изображением на рисунке. Следует обучать детей выделять характерные признаки предмета и его изображения, сопоставлять их, находить сходство и различие. Важным приемом является обучение детей составлять предмет из его отдельных частей по образцу, представленному на рисунке, по представлению, по словесному описанию педагога.

В целом работа с методикой развития интермодального восприятия способствует усвоению основных сенсорных эталонов с помощью предметных образцов; формированию умений делить предмет на части, понимать его структуру, соотносить части и их в признаки, объединять части в единое целое; развитию навыков сопоставления образа, формирующегося в ходе работы с предметом, и хранящегося в памяти образа-эталона. У детей формируются предметно-пространственные представления, умения воспроизводить пространственное расположение предметов, изменять структуру перцептивного поля, умения соотносить реальные предметы с их изображениями.

2. Для реализации методики развития аналитического и целостного восприятия требуется большое разнообразие иллюстративного материала: контурные и силуэтные изображения (черные и цветные); простые, сложные черно-белые и гетерохромные изображения; плоскостные (двумерные) и объемные (трехмерные).

При нарушениях зрения у детей, когда эмпирическое формирование перцептивной целостности затруднено, восприятие в большинстве случаев должно быть аналитическим, чтобы был достигнут положительный результат. Необходимо развивать у детей умения и навыки аналитического восприятия, что облегчит формирование перцептивной целостности.

На занятиях педагог организует ориентировочно-исследовательскую деятельность детей в зрительной среде. Ребенка просят найти рисунок, выделить его на фоновой плоскости, определить его границы. Выделив рисунок как объект, дети учатся ориентироваться на его плоскости: определяют верх - низ, правую - левую, центральную части. Затем дается инструкция найти предметное изображение на рисунке и обвести его контур с целью формирования первичной целостности еще не завершенного процесса восприятия.

Далее педагог обучает ребенка восприятию не только контура, но и внутренней структуры изображения. С этой целью проводится зрительный анализ, т.е. последовательное, развернутое в пространстве и во времени изучение предъявленного изображения. Формированию умений выделять внутри определенного целого изображения его крупные фрагменты и элементы следует уделять большое внимание. Это необходимо для развития операции анализа целостных образов. Отсутствие при обучении стадии анализа изображений приводит к недостаточно точному целостному и структурному восприятию объектов при низком зрении.

Обучение приемам анализа изображения сочетается с обучением синтезу (объединению) его частей в единое целое. В сформированном состоянии операция анализа - мысленное разделение объекта на части; обнаружение его существенных признаков; а операция синтеза - мысленное объединение частей или свойств в единое целое. В процессе восприятия анализ и синтез неразрывны; переход от частей к целому осуществляется в едином аналитико-синтетическом процессе. Высокий уровень развития этих операций у детей с низким зрением может способствовать компенсаторному облегчению опознания сенсорно обедненных зрительных образов.

В ходе коррекционных занятий следует формировать целостные образы, которые приобретают значения эталонов. Для реализации этой цели можно рекомендовать выполнение детьми следующих заданий.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Роль изучения научной литературы в процессе педагогического исследования
педагогический научный подготовительный Каждое исследование начинается с изучения научной литературы, что позволяет ознакомиться с обширной информацией по проблеме. Изучая литературные источники можно определить состояние проблемы исследования на данный момент, выявить, что уже сделано исследовател ...

Подготовка учителя к организации развития творческого потенциала учащихся на уроках по культурологическим дисциплинам
Развитие творческого потенциала учащихся требует создания специальных условий познавательного учебного процесса. Успешное выполнение этих задач во многом зависит от понимания себя и самооценки учителя. Самопознание, самоуправление, забота о своем психическом здоровье – важнейшая задача любого педаг ...

Понятие межличностных отношений в группах и коллективах
Субъективно переживаемое, личностно значимое, эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия носят название межличностных отношений. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений. Их важнейшая специфическая че ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru