Формы и методы формирования исследовательской компетенции старшеклассников в процессе обучения английскому языку

Новое о образовании » Формирование исследовательской компетенции старшеклассников средствами Интернет-технологий » Формы и методы формирования исследовательской компетенции старшеклассников в процессе обучения английскому языку

Страница 1

В данном параграфе будут рассмотрены формы и методы, способствующие формированию исследовательской компетенции старшеклассников на уроках английского языка.

Для начала мы опишем основные формы, применяемые нами в процессе формирования исследовательской компетенции учащихся.

Обычно выделяют формы организации учебной деятельности и формы обучения. К формам организации учебной деятельности в педагогической литературе традиционно относят:

1) индивидуальную работу учащихся;

2) фронтальную работу учащихся;

3) групповую работу учащихся.

Для исследовательской деятельности все виды форм играют большую роль. Наиболее приемлемым вариантом индивидуальной работы мы считаем внеурочную деятельность, во время которой учащиеся могут работать над проектами, специальными научными заданиями, развивая тем самым свои поисковые умения и навыки. При этом средства Интернет помогают учащимся поддерживать связь между собой и учителем.

Работая в классе в группах, учащиеся развивают помимо исследовательских и лингвистических умений, еще и командные. Все эти формы организации учебного процесса позволяют осуществить на практике гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности учащихся с различными источниками информации, оперативного и систематического взаимодействия с преподавателем и групповую работу учащихся.

К формам обучения можно отнести лекции (видеолекции, мультимедиа лекции), практические занятия, семинарские занятия, консультации, контроль качества знаний, самостоятельную работу учащихся (научно-исследовательская работа, творческие проекты, исследовательские проекты) и др. Главным здесь выступает то, в какой форме должен проводится урок.

Рассмотрим формы обучения, которые в большей степени способствуют формированию исследовательской компетенции учащихся.

Семинарские занятия способствуют, главным образом, поисковой деятельности учащихся. Во время этой работы могут быть очень полезны средства Интернет, в частности посещение Интернет-ресурсов, которые были рассмотрены в параграфе 2.1. Учащиеся могут готовить совместные проекты, заниматься научной деятельностью, тем самым, развивая необходимые умения и навыки.

Во время внеурочных занятий учащихся такая форма учебной деятельности, как консультации, оказывается весьма полезной, поскольку у учащихся могут складываться различные вопросы относительно содержания работы и методического пособия, а средства Интернет играют большую роль в обеспечении дистанционной связи с учителем.

Практические занятия способствуют углублению изучения материала. В ходе данного вида занятий происходит анализ и осмысление теоретического материала, приобретение навыков профессиональной деятельности, формирование умений и навыков грамотного формулирования субъективной оценки.

Теперь рассмотрим наиболее эффективные методы по формированию исследовательской компетенции школьников.

Прежде чем приступить к описанию основных методов, целесообразным будет определить сущность понятия «метод». Несмотря на сложность понятия «метода обучения» и разносторонность его определений, большинство ученых сходятся в общем мнении о том, что метод обучения – это способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Каждый метод обучения включает в себя обучающую работу (объяснение или изложение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся.

Среди многочисленных методов следует выделить ряд наиболее актуальных, эффективных и способствующих качественному формированию исследовательских умений и навыков в обучении английскому языку. Как правило, такие методы всегда направлены на развитие у учащихся способностей и желания поиска дополнительного учебного материала, что является необходимым условием в ходе исследовательской деятельности. Такая методика направлена на решение важнейшей педагогической проблемы, а именно внедрение в образовательный процесс средств и методов, помогающих детям раскрывать свою личность. Главной целью здесь выступает удовлетворение потребностей в поиске необходимой дополнительной информации, направленной на закрепление различных умений и навыков: фонетических, лексических, грамматических и других. Учитель на таких уроках выступает, как помощник, направляющий, ведущий только к полезным и необходимым ресурсам Интернет.

Дискуссионный метод обучения английскому языку позволяет формировать сознательное отношение к рассмотрению выдвигаемых проблем, активность в ее обсуждении, речевую культуру, направленность на выявление причин возникающих проблем и установку на их решение в дальнейшем. Поскольку обсуждение и решение проблем происходит в процессе управляемого группового общения, то у участников вырабатывается умение действовать в интересах группы, появляется заинтересованное уважение к собеседникам и ведет к формированию коллектива. Здесь реализуется принцип формирования критического мышления. Язык здесь выступает одновременно и как цель, и как средство обучения. Дискуссионный метод помогает учащимся не только овладевать всеми видами речевой деятельности, но посредством языковой ситуации на фоне заданной проблемы обнаружить причины возникших ситуаций и предоставляет возможность их решения. Как известно, интерес к самостоятельному решению проблемы является стимулом к процессу познания. Таким образом, применение метода дискуссии позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, их самостоятельность, формирует культуру творческого мышления, создает условия для использования личного жизненного опыта и способствует развитию когнитивного мышления. Не менее значимым методом по формированию исследовательской компетенции учащихся является метод ролевой игры, который может при ее рациональной организации отражать принцип проблемности и позволяет решать проблемные ситуации различной степени сложности. Учащиеся применяют свой опыт накопленных знаний, умений, навыков и результатов исследования в процессе работы над каким-либо проектом в исполнении разных ролей, возрастающих по значимости с прохождением цикла занятий . Такое моделирование ситуаций общения помогает учащимся вживаться в различные ситуации будущей деятельности, с которыми они могут столкнуться в реальной жизни. Проблемность ролевой игры реализуется через моделирование ситуаций, в которых та или иная проблема может найти определенное решение. Войдя в роль, учащийся решает проблемные ситуации, наглядно демонстрируя в полном объеме исследовательские умения, применяемые им при решении проблемы. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов обучаемых, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Анализ средств развития мелкой моторики детей с нарушением интеллекта
нарушение интеллект моторика лечебный Одной из основных причин, затрудняющих формирование у детей с нарушением интеллекта двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые в свою очередь отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, разв ...

Речь и общение как коммуникация
В этой главе я хотела бы сказать всего лишь несколько слов о таких видах вербальных коммуникаций, как беседа, разговор, спор, и менее распространенных - полемике, дебатах, дискуссии. Подлинное, искреннее общение не нуждается ни в колокольном звоне, чтобы созывать народ, ни в полиции, чтобы поддержи ...

ВУЗы США
В структуру высшего образования США входит более 3600 учебных заведений, в их числе университеты, колледжи и технические училища. Самые престижные университеты США - в их числе Brown University, Columbia University, Cornell University, Dartmouth University, Harvard University, University of Pennsyl ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru