С древних времён Россия славилась своими кружевами. Первое упоминание о них относится к XIII веку. Старинные образцы русских кружев сплетены из крученных золотых и серебряных ниток и цветного шёлка. Ими отделывались церковные и светские одежды.
В Кукарке кружевное дело зародилось в XVIII веке. Существует предание, что завезла его к нам жена плотника, изучавшего плотницкое дело в Голландии. Вот что пишет об этом М.Н. Шатров в книге «Кировские кустари»: «В начале XVIII века какой-то знатный плотник, изучавший плотницкое дело в Голландии, женатый на голландке, по возвращении в Россию указом Петра I был назначен мастером по кораблестроению в Воронеж. Здесь за какую-то провинность попал в немилость и, чтобы избежать казни, бежал из Воронежа в вятские леса, обосновавшись в Кукарке. Здесь он работал по плотницкой части и многих местных жителей обучил плотницкому делу. А жена его занималась плетением кружев и обучала этому ремеслу женщин Кукарки. Постепенно кружевоплетение превращается в доходный промысел».
Вятское земство 1 августа 1893 г. открыло в слободе Кукарке школу, которая готовила кружевниц, сравнительно высокой квалификации. Принимались девочки 6-7 лет. Школа находилась на Казанской улице, в здании, где сейчас расположена аптека №12. после окончания курса обучения выпускницам выдавалось свидетельство об окончании школы.
На какие же средства она существовала? В основном такие школы открывались за счёт уездных земств, но их субсидирования были невелики. Лучше шли дела там, где были Добровольные покровители. В слободе Кукарке такой покровительницей стала жена местного земского врача А.Г.Афанасьева, она предложила свои бесплатные услуги в организации школы и взяла на себя заведование ею. Десять лет отдала эта женщина Кукарской кружевной школе, тратя на нее немалые средства. Для улучшения техники плетения в Кукарку из Мариинской кружевной школы (г. Санкт-Петербург) пригласили опытную кружевницу Бердникову, уроженку Вятской губернии.
Черчение и рисование вел педагог из местного двухклассного училища Волкович. Для учениц выписывались из столицы альбомы с образцами кружев и рисунками сколков. Немало денег тратилось на бытовые нужды учащихся. Для учениц из окрестных сел и деревень был открыт интернат, для неграмотных организованы вечерние занятия (с 1901 г. открыта начальная школа).
Уже в 1895 г. кукарская школа получила высокую оценку на выставке в США: ей присуждена золотая медаль. Такие высокие награды присуждались школе не раз. Лучшие выпускницы направлялись обучать женщин во вновь открываемых школах и мастерских. В 1908 г. кружева выплетались в 92 селах. В 1912 г. в Вятской губернии насчитывалось до 3 тысяч кружевниц. Первая мировая война и последовавшая за ней разруха тяжело отразились на местных промыслах, спрос на кружева упал.
В Советске на базе бывшей земской школы в 1919 году организуется школа кружевниц с двухгодичным сроком обучения. В 1920 г. создаётся первая трудовая артель кружевниц. В ней объединилось 255 человек. В 1926 г. число работающих в артели увеличилось в 4 раза. Кружево получается широко распространенным среди населения. Женщины украшают им одежду. Во многих домах появляются салфетки, дорожки, покрывала. Внутренний рынок страны требует большого количества кружевных изделий. Идут они и на экспорт. До 1925 года кружева вывозились в Америку, до 1943 г. – в Германию, до 1937 г. – в Швецию.
2 октября 1940 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах» было положено начало современной системе профтехобразования. Но война оборвала налаженную жизнь и производство, свертывался промысел. В послевоенном 1946 г. в Советске была открыта школа кружевниц, которая готовила кадры по специальности «кружевница» на базе 7 классов. Затем школа была переименована в ГПТУ – 28. Девушки обучались только кружевоплетению. С 1925 года училище стало готовить портных с умением раскроя легкого женского и детского платья, швей – мотористок, вышивальщиц тамбурной вышивки, вязальщиц перчаточных изделий. С 1962 года кружевные изделия училища ежегодно экспонировались на ВДНХ. По решению главного комитета ВДНХ за участие в выставке и высокое качество училище награждено 17 дипломами 2 и 3 степени, 12 серебряными медалями, 41 бронзовой медалью, 134 значками «Юный участник ВДНХ». (25). В последние годы училище неоднократно награждалось дипломами и Почетными грамотами за участие во всероссийской ярмарке изделий, изготовленных учащимися. Промысел, которому на Кукарской земле более ста лет, живет и процветает.
Актуально о образовании:
Специфика восприятия дошкольниками формы, величины, цвета предметов, их
пространственного расположения
Изобразительная деятельность – это специфическое, образное познание действительности. Поэтому она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Создание изображения ставит перед ребёнком ряд задач, без решения которых процесс рисования, лепки не может быть успешным. Так, для того чтобы и ...
Особенности лексической стороны речи у детей со стертой дизартрией
В предыдущих главах нашего исследования мы рассмотрели онтогенез лексической системы при нормальном речевом развитии ребенка. Однако под влиянием различные неблагоприятных воздействий, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а так же в первые годы жизни ребенка могут приводить ...
Тренинг "Развитие творческих способностей педагога"
Задачи: 1. Осознание участниками своих личностных особенностей и творческих возможностей; 2. Овладение приёмами преодоления сомнений, уверенности в своих силах; 3. Создание в группе атмосферы психологического комфорта. "Аллитерация имени" (упражнение) Участники садятся в круг так, чтобы х ...