Установка и внимание в обучении

Новое о образовании » Установка и внимание в обучении

Страница 1

В отечественной педагогике утвердилось положение о том, что развитие личности в процессе обучения зависит как от внешних, так и от внутренних условий. К внешним условиям относятся педагогическое мастерство учителя (преподавателя); рациональное построение учебных программ, учебников, учебных пособий; отбор оптимальных методов обучения; оснащенность учебного процесса техническими средствами и электронно-вычислительными машинами и др. Внешние условия всегда преломляются через индивидуальные особенности личности, ее деятельность и взаимоотношения с другими людьми, которые составляют внутренние условия обучения. Последние представляют собой психологические факторы, определяющиеся личностью самого обучаемого: уровень умственного развития, отношение к учению, особенности самоорганизации в обучении и др. От психологических факторов (внутренней позиции личности обучаемого) во многом зависит формирование системы собственных взглядов и вкусов, определенных эталонов и оценок, отношение к людям, событиям и осуществляемым видам деятельности.

Одним из таких значимых внутренних факторов обучения являются установки личности. Они обусловливают прежде всего продуктивность учения. Установка как психологическая категория – это состояние готовности личности действовать в той или иной ситуации определенным способом. Установка является специфическим настроем психики, обеспечивающим синхронизацию личностных усилий, направленность сознания на выполнение необходимых действий, отказ от других, более привлекательных, видов деятельности, включение психических процессов и соответствующих эмоциональных состояний.

Установка в обучении – это готовность учащегося к включению в учебную деятельность и выполнению поставленных учебных задач. Необходимость в формировании у учащихся установок возникает не только перед началом учебной деятельности, но и на всех этапах развертывания. Учитель должен не только формировать, но и поддерживать настрой обучаемых на учебную деятельность.

В младшем школьном возрасте установку, как правило, создает у учащегося учитель, организовывая и направляя его активность в нужную сторону. В подростковом и старшем школьном возрастах ученик уже сам научается создавать предустановки и установки, организовывать себя для включения в учебную деятельность.

Принято выделять общую установку, организующую восприятие, эмоции и мотивационную сферу личности для поддержания энергетического баланса на достаточно большие временные отрезки, не ограниченные уроком или очередной темой какого-либо предмета. Общая установка, обеспечивая возможность сосредоточения, постепенно закрепляется и приводит к возникновению целенаправленности, любознательности, заинтересованности и полимотивированности обучаемых. Она сохраняется на многие годы, выходя далеко за пределы школьного возраста, поддерживая центрацию личности на познавательной деятельности.

Кроме общей выделяют различные виды частных установок, которые учитель создает в повседневном педагогическом общении с учащимися для формирования учебной мотивации и направленности восприятия, памяти, мышления, внимания, эмоций на решение учебных задач. Частные установки поддерживают и повышают рабочий тонус, динамику психической активности учащихся на каждом конкретном этапе учебной деятельности. Они обусловлены целями урока, степенью трудности изучаемого материала, успешностью усвоения новых категорий и понятий и выступают условием преодоления ситуативных затруднений, возникающих в ходе выполнения конкретных учебных действий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Актуально о образовании:

Критерии оценивания проектов-заданий для школьников 2-4 классов
В данной главе мы рассмотрим критерии оценивания самого проекта-задания и критерии оценивания выполненных детских работ. Дирекция Интернет-фестиваля разрабатывает проекты-задания для детей младшего школьного возраста и оценивает их эффективность по аналитической карте. В первую очередь проекты-зада ...

Возрастные особенности художественно – творческого развития детей младшего школьного возраста
Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы. Первая группа включает природные задатки и индивиду ...

Понятие и структура детской инвалидности
Число детей с отклонениями в развитии, поведении, с трудностями в обучении, общении, детей с различными патологическими состояниями (неврозы, психопатии, органические поражения центральной нервной системы и т. д.) неуклонно возрастает, и к этому есть ряд причин. Нарушения различны по этиологии, пат ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru