Установка и внимание в обучении

Новое о образовании » Установка и внимание в обучении

Страница 4

Наличие устойчивого произвольного внимания чаще всего наблюдается у учащихся, ориентированных на социальный успех, а также у тех, у кого доминируют познавательные интересы и мотивы или имеет место страстная увлеченность какой-либо деятельностью, творческий поиск.

Наиболее эффективное и предпочитаемое внимание – послепроизвольное, когда ученик целиком поглощается выполняемым делом. Добиться послепроизвольного внимания стремится каждый творческий педагог, используя при этом различные доступные ему средства: заинтересовывание учебным процессом, похвалу, оценку учебных достижений, признание деятельности того или иного ученика в качестве эталонной.

Направленность психической деятельности находится в большой зависимости от личностных установок на учение, которые влияют на отбор, переработку и использование информации учеником. При послепроизвольном внимании психическая активность поддерживается как бы сама собой, без сознательного мобилизующего волевого усилия, которое замещается интересом и не требует дополнительных затрат на его поддержание. В связи с тем, что при наличии послепроизвольного внимания возникает поглощенность деятельностью, ученик не замечает хода времени, не ожидает окончания урока, испытывает эмоциональный подъем и удовлетворенность ходом деятельности и собой. Послепроизвольное внимание – есть реальное следствие увлеченности деятельностью.

Внимание, проявляясь систематически, трансформируется в такую личностную характеристику, как внимательность. Она определяется системой ценностных ориентации личности, ее направленностью на достижение успехов в тех видах деятельности, общения и отношений, в которые она включается.

Из этого следует, что внимание значимо не только для достижения успехов в обучении, но имеет и личностный смысл, определяет стилевые характеристики поведения и деятельности, влияет на профессиональное самоопределение, а также на успешность взаимоотношений, складывающихся не только в обучении, но и в личной сфере. Внимательный человек способен в процессе взаимодействия заметить тончайшие нюансы изменения эмоционального состояния, поведения собеседника и вовремя отрефлексировать их. Внимательный ученик синтонен не ситуативно, а постоянно. Учащиеся этого типа обычно занимают престижное место в социометрических и референтометрических выборах, так как они более надежные, обязательные и внимательные партнеры по общению и отношениям.

Между внимательностью к деятельности и внимательностью к другим людям как личностной характеристики нет прямой корреляции (соответствия). Встречаются внимательные ученики, сосредоточенные на выполнении любой деятельности, но они же могут быть невнимательны к другим людям, не отзывчивы на их проблемы, не надежны как партнеры.

Связь внимания с личностными особенностями, специфика его проявления в разных видах деятельности, природа и характеристика его свойств детально исследовались Н. Ф. Добрыниным, Ф. Н. Гоноболиным, И. В. Страховым и др. Выделяют следующие свойства внимания: объем, распределение, переключение, концентрированность и устойчивость.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Актуально о образовании:

Получение результатов наблюдений при моделировании
Изложив приемы построения и эксплуатации имитационных моделей, рассмотрим теперь важный вопрос, касающийся получения результатов наблюдений при моделировании. Поскольку моделирование представляет собой эксперимент, получаемые результаты наблюдения должны быть статистически независимы и одинаково ра ...

Констатирующий этап эксперимента: описание диагностических методик по определению уровня творческих способностей младших школьников
Следующим этапом нашей работы был сбор сведений об уровне развития творческих способностей младших школьников. Мы сделали это, опираясь на данные, полученные в ходе работы с ученическим коллективом 1 класса средней школы №44 г. Краснодара. Детям предлагался ряд заданий, которые будут описаны ниже, ...

Информатизация физического образования
Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно - научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира. Использование информационных технологий на уроках физики помогает достичь педагогических целей ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru