Наличие устойчивого произвольного внимания чаще всего наблюдается у учащихся, ориентированных на социальный успех, а также у тех, у кого доминируют познавательные интересы и мотивы или имеет место страстная увлеченность какой-либо деятельностью, творческий поиск.
Наиболее эффективное и предпочитаемое внимание – послепроизвольное, когда ученик целиком поглощается выполняемым делом. Добиться послепроизвольного внимания стремится каждый творческий педагог, используя при этом различные доступные ему средства: заинтересовывание учебным процессом, похвалу, оценку учебных достижений, признание деятельности того или иного ученика в качестве эталонной.
Направленность психической деятельности находится в большой зависимости от личностных установок на учение, которые влияют на отбор, переработку и использование информации учеником. При послепроизвольном внимании психическая активность поддерживается как бы сама собой, без сознательного мобилизующего волевого усилия, которое замещается интересом и не требует дополнительных затрат на его поддержание. В связи с тем, что при наличии послепроизвольного внимания возникает поглощенность деятельностью, ученик не замечает хода времени, не ожидает окончания урока, испытывает эмоциональный подъем и удовлетворенность ходом деятельности и собой. Послепроизвольное внимание – есть реальное следствие увлеченности деятельностью.
Внимание, проявляясь систематически, трансформируется в такую личностную характеристику, как внимательность. Она определяется системой ценностных ориентации личности, ее направленностью на достижение успехов в тех видах деятельности, общения и отношений, в которые она включается.
Из этого следует, что внимание значимо не только для достижения успехов в обучении, но имеет и личностный смысл, определяет стилевые характеристики поведения и деятельности, влияет на профессиональное самоопределение, а также на успешность взаимоотношений, складывающихся не только в обучении, но и в личной сфере. Внимательный человек способен в процессе взаимодействия заметить тончайшие нюансы изменения эмоционального состояния, поведения собеседника и вовремя отрефлексировать их. Внимательный ученик синтонен не ситуативно, а постоянно. Учащиеся этого типа обычно занимают престижное место в социометрических и референтометрических выборах, так как они более надежные, обязательные и внимательные партнеры по общению и отношениям.
Между внимательностью к деятельности и внимательностью к другим людям как личностной характеристики нет прямой корреляции (соответствия). Встречаются внимательные ученики, сосредоточенные на выполнении любой деятельности, но они же могут быть невнимательны к другим людям, не отзывчивы на их проблемы, не надежны как партнеры.
Связь внимания с личностными особенностями, специфика его проявления в разных видах деятельности, природа и характеристика его свойств детально исследовались Н. Ф. Добрыниным, Ф. Н. Гоноболиным, И. В. Страховым и др. Выделяют следующие свойства внимания: объем, распределение, переключение, концентрированность и устойчивость.
Актуально о образовании:
Место и роль художественного образования и
воспитания в историческом развитии культуры
Первый исторический тип организации жизни человечества - первобытное общество - характеризуется глобальным синкретизмом, проявляющимся во всех сферах бытия «доисторического» человека. Введение ребенка в мир культуры первобытности происходило в процессе воспитания-научения-образования, слитых в един ...
Организация фенологических наблюдений
Организация фенологических наблюдений, имеющих научное значение, требует создания в школе постоянно действующего фенологического кружка. К его работе рекомендуется привлекать учеников начиная с 5-го класса. Нет надобности в слишком большом кружке. Вполне достаточно, если в нем занимается 15-20 чело ...
Проявления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста
Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Для детей с ОНР характерно: позднее начало речи (3-4 года); резкое ограничение словаря; ярко выраженные аграмматизмы (смешение падежных форм, отсутствие согласо ...