Установка и внимание в обучении

Новое о образовании » Установка и внимание в обучении

Страница 2

Действие установки может выходить далеко за пределы конкретной учебной ситуации, особенно в тех случаях, когда учащиеся убеждаются сами или получают высокую оценку за выполнение работы со стороны учителя или других учеников. Успешность учения упрочивает установку и делает ее действенным и стабилизирующим фактором умственного и личностного развития учащихся. Она превращается в осознанную тенденцию поведения и деятельности. Однако это преобразование не происходит спонтанно, а требует от учителя рефлексии, знания способов и механизмов педагогических воздействий, их эффективности, а также сформированности представлений о точках личностного роста учащихся.

Создание учебных установок осуществляется с помощью суггестивных влияний (внушения, не требующего осознания произведенных действий) или с помощью убеждений, апеллирующих к объективной и субъективной значимости выполняемых учебных заданий или обучения как фактора психического и личностного развития в целом. Развитию установок способствует также создание в процессе обучения психологической атмосферы, поддерживающей стремление выполнять учебную деятельность с усердием и старанием. Не меньшее влияние на формирование учебных установок оказывают используемые педагогом стратегии и тактики общения и воздействия, складывающийся стиль взаимоотношений, их доверительность, синтонность и взаимная удовлетворенность.

Установки могут касаться также отбора, переработки и использования определенной информации, сроков, прочности и характера процессов запоминания и воспроизведения (установки на актуальность, время воспроизведения, на длительность и точность запоминания, на целенаправленность, точность и целостность восприятия).

В процессе обучения ставится задача не только дать определенное направление личностному и познавательному развитию, но и научить пользоваться психическими функциями и процессами – вниманием, памятью, мышлением, волей, эмоциями и др.

К числу условий, влияющих на протекание процесса обучения и его результативность, относится внимание, которое позволяет учащимся направить свое сознание на решение учебных задач. Оно обеспечивает избирательность сознания, включение в зону сознаваемого необходимой информации о предметах изучения, познавательных задачах. Известно, что человек способен охватывать (удерживать) сознанием ограниченное число объектов (7 + 2). Остальное становится фоном, на котором разворачивается его психическая деятельность. Вся поступающая извне информация проходит через «фильтры» внимания, которые обусловливают успешность протекания всех познавательных процессов, участвующих в обучении: восприятия, мышления, памяти, воображения.

Внимание играет и роль регулятора, который направляет психическую деятельность на те или иные предметы, объекты, действия под влиянием высших, внутренних или личностных факторов.

О наличии или отсутствии внимания свидетельствует ряд признаков, которые можно определить по внешним характеристикам поведения или действиям обучаемых. К их числу относятся: поза, мимика лица, дыхательные реакции, направленность взгляда, дисциплинированность, следование установкам и указаниям учителя. Учащиеся, зная, что учитель делает вывод об их включенности в учебную деятельность на основании этих и других признаков, научаются манипулировать учителем и создавать ситуацию видимого внимания при его реальном отсутствии. Однако опытный учитель кроме непосредственных способов фиксации внимания судит о нем по качеству выполнения учебной деятельности, т. е. по ее результатам. Справиться с заданием без особой активизации внимания могут только особо одаренные школьники.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Актуально о образовании:

ПК как средство обучения
Последние технические достижения часто находили применение в учебном процессе, и ПК в этом смысле не является исключением. Уже первые опыты применения ПК в учебном процессе показали, что использование вычислительной техники позволяет существенно повысить эффективность процесса обучения, улучшить уч ...

Состояние развития творческой активности младших школьников до формирующего эксперимента
Изучение уровня сформированности творческой активности детей в процессе обучения проводилось нами во 2 Б классе школы № 4 г. Ангарска. В констатирующем эксперименте участвовало 20 человек. В целях получения объективных данных о реальном уровне сформированности творческой активности младших школьник ...

Приемы активизации внимания
Прием неожиданности строится на иллюстрировании рассказа относящейся к теме необычной информацией. Например, знаменитый американский изобретатель Томас Эдисон как-то признался своим гостям, жалующимся на тяжело открывавшуюся калитку к дому, что каждый из них при этом закачивает в бак 20 л воды. При ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru