Установка и внимание в обучении

Новое о образовании » Установка и внимание в обучении

Страница 2

Действие установки может выходить далеко за пределы конкретной учебной ситуации, особенно в тех случаях, когда учащиеся убеждаются сами или получают высокую оценку за выполнение работы со стороны учителя или других учеников. Успешность учения упрочивает установку и делает ее действенным и стабилизирующим фактором умственного и личностного развития учащихся. Она превращается в осознанную тенденцию поведения и деятельности. Однако это преобразование не происходит спонтанно, а требует от учителя рефлексии, знания способов и механизмов педагогических воздействий, их эффективности, а также сформированности представлений о точках личностного роста учащихся.

Создание учебных установок осуществляется с помощью суггестивных влияний (внушения, не требующего осознания произведенных действий) или с помощью убеждений, апеллирующих к объективной и субъективной значимости выполняемых учебных заданий или обучения как фактора психического и личностного развития в целом. Развитию установок способствует также создание в процессе обучения психологической атмосферы, поддерживающей стремление выполнять учебную деятельность с усердием и старанием. Не меньшее влияние на формирование учебных установок оказывают используемые педагогом стратегии и тактики общения и воздействия, складывающийся стиль взаимоотношений, их доверительность, синтонность и взаимная удовлетворенность.

Установки могут касаться также отбора, переработки и использования определенной информации, сроков, прочности и характера процессов запоминания и воспроизведения (установки на актуальность, время воспроизведения, на длительность и точность запоминания, на целенаправленность, точность и целостность восприятия).

В процессе обучения ставится задача не только дать определенное направление личностному и познавательному развитию, но и научить пользоваться психическими функциями и процессами – вниманием, памятью, мышлением, волей, эмоциями и др.

К числу условий, влияющих на протекание процесса обучения и его результативность, относится внимание, которое позволяет учащимся направить свое сознание на решение учебных задач. Оно обеспечивает избирательность сознания, включение в зону сознаваемого необходимой информации о предметах изучения, познавательных задачах. Известно, что человек способен охватывать (удерживать) сознанием ограниченное число объектов (7 + 2). Остальное становится фоном, на котором разворачивается его психическая деятельность. Вся поступающая извне информация проходит через «фильтры» внимания, которые обусловливают успешность протекания всех познавательных процессов, участвующих в обучении: восприятия, мышления, памяти, воображения.

Внимание играет и роль регулятора, который направляет психическую деятельность на те или иные предметы, объекты, действия под влиянием высших, внутренних или личностных факторов.

О наличии или отсутствии внимания свидетельствует ряд признаков, которые можно определить по внешним характеристикам поведения или действиям обучаемых. К их числу относятся: поза, мимика лица, дыхательные реакции, направленность взгляда, дисциплинированность, следование установкам и указаниям учителя. Учащиеся, зная, что учитель делает вывод об их включенности в учебную деятельность на основании этих и других признаков, научаются манипулировать учителем и создавать ситуацию видимого внимания при его реальном отсутствии. Однако опытный учитель кроме непосредственных способов фиксации внимания судит о нем по качеству выполнения учебной деятельности, т. е. по ее результатам. Справиться с заданием без особой активизации внимания могут только особо одаренные школьники.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Актуально о образовании:

Составление спецификации понятий
Таблица 1 – Спецификация понятий Опорное понятие Новое понятие № Названия учебных элементов Символ Уровень усвоения Порядок + 1 Асинхронная машина 1 1 + 2 Асинхронный двигатель АД 1 2 + 3 АД с КЗ ротором АДКЗ 1 3 + 4 АД с фазным ротором АДФР 1 3 + 5 Статор 1 4 + 6 Ротор 1 4 + 7 Магнитопровод 2 5 + ...

Конструкция асинхронных машин с короткозамкнутым ротором
Конструкция асинхронной машины с короткозамкнутым ротором представлена на рисунке 1. Статор машины состоит из магнитопровода 2, трехфазной разноименнополюсной обмотки 20, выводные концы которой с помощью выводной коробки 13 присоединяются к сети переменного тока и станины 1. Активными элементами ст ...

Наблюдение натуры – важный метод обучения детей дошкольного возраста основам реалистического изображения предметов
Рисование способствует обогащению восприятия, представлений, памяти детей новыми образами, которые при изображении уточняются, обогащаются. Сформировавшиеся представления в процессе их воссоздания дополняются новыми чертами. Увеличивается в целом запас знаний об окружающей жизни. По сходству формы ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru