На вопрос: «Как можно формировать метапредметные умения на примере одной узкой предметной темы таблицы умножения?» учитель ответил так «На мой взгляд, для формирования метапредметных умений и навыков в первую очередь необходимо использовать различные формы и приемы работы».
Исходя из ответов учителя, можно сделать вывод, что тема метапредметности в современном образовании для педагога нова и не до конца раскрыта. Об этом говорит, то, что педагог не назвал ни одного метода формирования метапредметных результатов в начальной школе.
Следовательно мы можем сделать вывод, что в данном классе существует проблема формирования метапредметных результатов.
Исследование 2. Анализ учебников
Цель: определить наличие и частоту использования заданий, формирующих метапредметные результаты (познавательные и регулятивные) при изучении темы «Таблица умножения» и провести сравнительный анализ частоты использования заданий направленных на метапредметные результаты.
В ходе анализа было посчитано общее количество заданий в теме «Таблица умножения», а также количество заданий направленных на формирование метапредметных результатов. Результаты представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1. Частота использования заданий направленных на формирование регулятивных умений.
|
Метапредметные результаты |
В.Н. Рудницкая |
Э.И. Александрова |
И.И. Аргинская |
|
Планирование |
+ (0,3 %) |
+ (5,7 %) |
+(1,6%) |
|
Коррекция |
+ (0,8 %) |
+ (3,2 %) |
+(1,3%) |
|
Оценка |
+ (1,1 %) |
+ (3,2 %) |
+(2,1%) |
|
Саморегуляция |
- |
+ (2,5%) |
- |
|
Всего: |
2,2% |
14,6% |
5% |
Вывод: наибольшее количество заданий на формирование регулятивных умений содержится в учебнике математики Э.И. Александровой (УМК Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) – 14,6%. Наименьшее количество в учебнике В.Н. Рудницкой (УМК Н.Ф. Виноградовой) – 2,2%.
Таблица 2. Частота использования заданий направленных на формирование познавательных умений.
|
Метапредметные результаты |
В.Н. Рудницкая |
Э.И. Александрова |
И.И. Аргинская |
|
Классификация |
- |
+ (2,5 %) |
+(1,9%) |
|
Синтез |
- |
+(2,5 %) |
- |
|
Анализ |
+ (1,1%) |
+(3,6 %) |
+(1,6) |
|
Поиск и выделение информации |
+ (0,6%) |
+ (4,3 %) |
+(2,8) |
|
Всего: |
1,7% |
12,9% |
6,3% |
Вывод: наибольшее количество заданий на формирование познавательных умений содержится в учебнике математики Э.И. Александровой (УМК Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) – 12,9%. Наименьшее количество в учебнике В.Н. Рудницкой (УМК Н.Ф. Виноградовой) – 1,7%.
Актуально о образовании:
Понятие тестовой задачи
В обучении математике велика роль текстовых задач. Решая задачи, учащиеся приобретают новые математические знания, готовятся к практической деятельности. Задачи способствуют развитию их логического мышления. Большое значение имеет решение задач и в воспитании личности учащихся. Поэтому важно, чтобы ...
Классификация ошибок наиболее часто встречающихся у учащихся 5-6 классов
Во время пассивной практики, на 3 и 4 курсе, а также при посещении уроков, которые давали студенты педагогического университета, мы провели предварительные исследования, постаравшись выявить наиболее характерные ошибки, которые делают при продуцировании в устном и письменном высказывании учащиеся 5 ...
Воспитание патриотизма на уроках музыки в начальной школе
Воспитательные средства урока музыки Развитие музыкальной культуры учащихся начальных классов приобретает новое направление. Ведущую идею тематического содержания программы можно сформулировать в двух аспектах: § во-первых, о месте музыки в жизни человека § во-вторых, о роли музыки в воспитании па ...