Учитывая значительную задержку в развитии умственной сферы детей в сравнении с оптимально реализованными возрастными возможностями, в частности в развитии вербально-логического мышления,, мы стремились к максимальному использованию различных форм ручной деятельности, предметных действий как важнейшего условия для развития анализирующего восприятия, наблюдения, мыслительных операций анализа и синтеза., классификации и систематизации и др. При этом учитывали особенности индивидуального темпа и характера усвоения детьми программного содержания.
Индивидуализация и дифференциация педагогических методов, приемов и средств, являясь важнейшим принципом коррекционно-педагогической работы с детьми, не исключает групповых учебных занятий даже и на начальных этапах работы с ними. Но организация этих занятий обязательно предполагает особое внимание к тем детям, которые труднее других усваивают (или вообще не усваивают) учебный материал: каждый ребенок привлекается к решению посильных для него задач, определяется объем и характер работы с ним за пределами коллективного занятия. Индивидуальная работа с ребенком, как продолжение общегруппового учебного занятия, планируется и проводится с ним до тех пор, пока он не будет усваивать учебный материал наравне со всеми при использовании коллективных средств и методов обучения.
Любое занятие с детьми (групповое или индивидуальное) в целях достижения максимального педагогического эффекта организуется при условии положительного эмоционального отношения со стороны ребенка. Это обычно достигается благодаря соблюдению следующих организационно-педагогических требований: обязательного создания доброжелательной атмосферы общения логопеда с детьми (никаких упреков в адрес ребенка за то, что он не умеет что-то делать), детей между собой и с воспитателем; обеспечения каждому ребенку близкой и понятной мотивации деятельности; широкого использования на учебных занятиях игровых приемов обучения, моментов соревнования, дидактических игр с целью поддержания интереса к процессу деятельности, а также получению заданного результата. С их помощью создается игровая ситуация, активизируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Сам процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность. В процессе формирования правильного произношения звуков большое внимание уделяется развитию внимания к звучащему слову, дифференциации звуков, анализу и синтезу звукового состава речи. На любом занятии ребенок должен пережить радость от преодоленной трудности. В этих целях от занятия к занятию для каждого ребенка специально планируется постепенное усложнение заданий.
По завершении формирующего этапа в обследуемой группе детей с ЗПР был проведен контрольный эксперимент с использованием того же пакета диагностических методик, что и на констатирующем этапе. Результаты диагностики приводятся в Приложении №6.
Анализ результатов контрольного эксперимента позволили нам проследить возможности преодоления нарушений звукопроизношения у детей с ЗПР в специально созданных педагогических условиях в диагностико-коррекционных группах.
Полученные данные свидетельствуют о значительных сдвигах в коррекции звукопроизношения детей экспериментальной группы (см. Диаграммы 5,6,7).
Диаграмма 5. Сравнение результатов диагностики артикуляторной моторики, констатирующий – контрольный эксперименты, баллы
Диаграмма 6. Сравнение результатов диагностики речеслухового восприятия и фонематических функций, констатирующий – контрольный эксперименты, баллы
Диаграмма 7. Сравнение результатов диагностики звукопроизношения, констатирующий – контрольный эксперименты, баллы
Значительно сократилось количество детей с низким уровнем развития звукопроизношения: 14,2% вместо 71,5% в начале учебного года. 57,4% детей достигли балла выше среднего вместо 0% до начала коррекционно-педагогической работы (см. Диаграмму 8).
Актуально о образовании:
Болонский процесс и его краткая история
Одной из предпосылок вхождения Украины в единое европейское и мировое образовательное пространство является введение в систему высшего образования Украины основных идей, сформулированных Болонской декларацией. Болонская декларация ввела понятие так называемого Болонского процесса. Именно Болонский ...
Домашняя
работа учащихся как фактор развития самостоятельности
Домашняя учебная работа дополняет деятельность учащихся на уроках, отличается большой самостоятельностью и отсутствием непосредственного руководства учителя. Домашняя работа учащихся имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. Роль этого вида учебной деятельности школьников особе ...
Характеристика содержания образовательной области «Художественное
творчество» в программе «Детство»
Основной целью дошкольного образования является целостное развитие личности. Выделяются следующие компоненты цели: развивающие, воспитательные, образовательные и практические. Развивающий компонент цели предусматривает развитие психических процессов – эстетическое сознания, памяти, творческого вооб ...