Логопедические технологии по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Новое о образовании » Логопедические технологии по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Страница 15

Особенности, характерные для познавательной сферы детей с ЗПР: структура ЗПР в старшем дошкольном возрасте определяется недостаточной сформированностью мотивационной стороны психической деятельности, недостаточным формированием операций мыслительной деятельности, трудностями в формировании ведущей деятельности возраста, неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, а именно логического запоминания, словесно-логического мышления, пространственно-временных представлений, активной функции внимания.

Особенности, характерные для эмоционального развития детей с ЗПР: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам.

Среди нарушений звукопроизношения у дошкольников с ЗПР преобладающим является фонологический дефект. В картине нарушений звукопроизношения большое место занимают смешения звуков. У детей с ЗПР преобладающим является нарушение произношения свистящих звуков и сонорных. На втором месте по распространенности стоят искажения, на третьем месте — стойкие замены.

Разнообразие и сложность структуры речевого дефекта у дошкольников с ЗПР определяется особенностями их познавательной деятельности, недостаточностью развития аналитико-синтетических функций, неоднозначным взаимодействием сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи, а также наличием неврологической симптоматики.

Учитывая особенности симптоматики и механизмов нарушений звукопроизношения у дошкольников с ЗПР, выделяют следующие основные направления коррекционного воздействия: развитие артикуляторной моторики (формирование кинестетической и кинетической организации двигательного акта); развитие речеслухового восприятия и фонематических функций (развитие восприятия и дифференциации звуков; фонематического анализа и синтеза); коррекция нарушений звукопроизношения.

2. Проведено экспериментальное исследование технологии формирования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты).

Выявлены следующие особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР:

- недостаточность речевой моторики, которая особенно ярко проявляется в движениях языка;

- трудности речеслухового восприятия и фонематических функций; при этом наиболее выражены трудности при дифференциации слогов и фонем;

- в картине нарушений звукопроизношения большое место занимают смешения звуков; наиболее распространены смешения свистящих и шипящих звуков (с-ш, з-ж, с-ч, с-щ), а также сонорных (р-л).

С целью коррекции нарушений звукопроизношения нами была разработана коррекционно-обучающая программа, задачами которой являются: развитие артикуляторной моторики (формирование кинестетической и кинетической организации двигательного акта), развитие речеслухового восприятия и фонематических функций (развитие восприятия и дифференциации звуков; фонематического анализа и синтеза), коррекция нарушений звукопроизношения.

Проведенный контрольный эксперимент показал рост средних баллов по всем показателям звукопроизношения, что дает основание говорить об эффективности предложенной нами системы коррекционно-обучающей работы.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 


Актуально о образовании:

Подготовка учителя к организации развития творческого потенциала учащихся на уроках по культурологическим дисциплинам
Развитие творческого потенциала учащихся требует создания специальных условий познавательного учебного процесса. Успешное выполнение этих задач во многом зависит от понимания себя и самооценки учителя. Самопознание, самоуправление, забота о своем психическом здоровье – важнейшая задача любого педаг ...

Современные требования к программам дополнительного образования
Нормативные основания: 1. Дополнительные общеобразовательные программы детей должны быть разработаны в соответствии с основными нормативными и программными документами в области образования РФ. 2 . Предназначение дополнительных общеобразовательных программ Дополнительные общеобразовательные програм ...

Связь цели и содержания воспитания
Цели воспитания - это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы или ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru