Особенности, характерные для познавательной сферы детей с ЗПР: структура ЗПР в старшем дошкольном возрасте определяется недостаточной сформированностью мотивационной стороны психической деятельности, недостаточным формированием операций мыслительной деятельности, трудностями в формировании ведущей деятельности возраста, неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, а именно логического запоминания, словесно-логического мышления, пространственно-временных представлений, активной функции внимания.
Особенности, характерные для эмоционального развития детей с ЗПР: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам.
Среди нарушений звукопроизношения у дошкольников с ЗПР преобладающим является фонологический дефект. В картине нарушений звукопроизношения большое место занимают смешения звуков. У детей с ЗПР преобладающим является нарушение произношения свистящих звуков и сонорных. На втором месте по распространенности стоят искажения, на третьем месте — стойкие замены.
Разнообразие и сложность структуры речевого дефекта у дошкольников с ЗПР определяется особенностями их познавательной деятельности, недостаточностью развития аналитико-синтетических функций, неоднозначным взаимодействием сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи, а также наличием неврологической симптоматики.
Учитывая особенности симптоматики и механизмов нарушений звукопроизношения у дошкольников с ЗПР, выделяют следующие основные направления коррекционного воздействия: развитие артикуляторной моторики (формирование кинестетической и кинетической организации двигательного акта); развитие речеслухового восприятия и фонематических функций (развитие восприятия и дифференциации звуков; фонематического анализа и синтеза); коррекция нарушений звукопроизношения.
2. Проведено экспериментальное исследование технологии формирования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты).
Выявлены следующие особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР:
- недостаточность речевой моторики, которая особенно ярко проявляется в движениях языка;
- трудности речеслухового восприятия и фонематических функций; при этом наиболее выражены трудности при дифференциации слогов и фонем;
- в картине нарушений звукопроизношения большое место занимают смешения звуков; наиболее распространены смешения свистящих и шипящих звуков (с-ш, з-ж, с-ч, с-щ), а также сонорных (р-л).
С целью коррекции нарушений звукопроизношения нами была разработана коррекционно-обучающая программа, задачами которой являются: развитие артикуляторной моторики (формирование кинестетической и кинетической организации двигательного акта), развитие речеслухового восприятия и фонематических функций (развитие восприятия и дифференциации звуков; фонематического анализа и синтеза), коррекция нарушений звукопроизношения.
Проведенный контрольный эксперимент показал рост средних баллов по всем показателям звукопроизношения, что дает основание говорить об эффективности предложенной нами системы коррекционно-обучающей работы.
Актуально о образовании:
Сущность творческой активности личности
Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию, эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Поэтому очень важно воспитывать духовно богатую личность, уделяя особое внимание развитию творческой активности младших школьников. Проблему развит ...
Дидактические карточки по теме «вещество»
вещество химический элемент 1. Химические явления – это . . . 2. Вещество – это . . . 3. Выпишите только химические явления из приведенного ниже списка: испарение воды, окисление меди, нагревание воды, горение топлива, плавление железа, гниение дров, ржавление железа. . . . Знаки химических элемент ...
Клинико-психолого-педагогический аспект изучения ОНР
На основе психолого-педагогического анализа различных форм речевой патологии в дошкольном возрасте Р.Е. Левина и коллектив научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И.Жаренкова, Г.А. Каше, Н.А.Никашина, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В.Ястребова и др.) в 1961 году выделили системн ...