Логопедические технологии по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Новое о образовании » Логопедические технологии по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Страница 14

Диаграмма 8. Сравнение условного общего уровня развития звукопроизношения, констатирующий – контрольный эксперименты, %

28,5 % детей остались на уровне "ниже среднего". Это говорит о том, что данные дети вследствие осложнения ЗПР неблагоприятными микросоциальными и микропедагогическими условиями развития с раннего детства, а также соматической ослабленности, нуждаются в целенаправленной коррекционно-педагогической работе с ними в более продолжительные сроки.

1. Проведенный констатирующий эксперимент выявил следующее:

- у большинства детей экспериментальной группы отмечается недостаточность речевой моторики, которая особенно ярко проявляется в движениях языка. Движения языка характеризуются неточностью, излишним напряжением, трудностью удержания позы, переключения от одного движения к другому;

- все дети испытывают трудности речеслухового восприятия и фонематических функций; при этом наиболее выражены трудности при дифференциации слогов и фонем;

- в картине нарушений звукопроизношения большое место занимают смешения звуков; наиболее распространены смешения свистящих и шипящих звуков (с-ш, з-ж, с-ч, с-щ), а также сонорных (р-л);

- в целом по результатам контрольного эксперимента 71,5% детей показали низкий уровень развития звукопроизношения, 28,5% – уровень ниже среднего.

2. С целью коррекции нарушений звукопроизношения нами была разработана коррекционно-обучающая программа, задачами которой являются: развитие артикуляторной моторики (формирование кинестетической и кинетической организации двигательного акта), развитие речеслухового восприятия и фонематических функций (развитие восприятия и дифференциации звуков; фонематического анализа и синтеза), коррекция нарушений звукопроизношения. Общие принципы организации коррекционно-педагогической работы определяются в зависимости от наиболее характерных особенностей проявления пониженной обучаемости у детей с ЗПР и от общих особенностей их психического развития, а также состояния здоровья, условий жизни и развития в семье.

3. Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о значительных сдвигах в коррекции звукопроизношения детей экспериментальной группы. Значительно сократилось количество детей с низким уровнем развития звукопроизношения: 14,2% вместо 71,5% в начале учебного года. 57,4% детей достигли балла выше среднего вместо 0% до начала коррекционно-педагогической работы.

В результате проведенного исследования были поставлены и решены следующие задачи:

1. Рассмотрены теоретические основы формирования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

На начальных этапах развития ребенка имеет место автономность речевого и интеллектуального развития. В дальнейшем одним из регуляторов темпа и последовательности языкового развития является формирование познавательных процессов. Первичным, определяющим в речевом развитии ребенка является семантика. Однако в дальнейшем речь обеспечивает качественный скачок в интеллектуальном развитии ребенка, так как появляется вербальное, понятийное мышление. Речь позволяет совершенствовать умственные операции обобщения, отвлечения, абстрагирования.

Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере. Таким образом, задержка психического развития проявляется как в эмоционально-волевой незрелости, так и в интеллектуальной недостаточности. Причины возникновения ЗПР многообразны, следовательно, и сама группа детей с задержкой психического развития крайне неоднородна. Четыре основных варианта ЗПР (по К.С.Лебединской): конституционального происхождения; соматогенного происхождения; психогенного происхождения; церебрально-органического происхождения.

Психологическая классификация детей с задержкой психологического развития выделяет три формы ЗПР в зависимости от их основания: эмоциональная незрелость (психический инфантилизм); низкий психический тонус (длительная астения); нарушения познавательной деятельности, связанные со слабостью памяти, внимания, подвижности психических процессов.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15


Актуально о образовании:

Порядок оценивания знаний студентов в рамках кредитно-модульной системы
По канонам Болонского процесса считается нормой начислять студентам кредиты за стажировки и практики, за подготовку к экзаменам. Действительно, это реальная учебная работа, имеющая определённую трудоёмкость; важно как можно более объективно определить её величину. Без сомнения, кредиты должны начис ...

Основные принципы и способы повышения интереса к учебному материалу
Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Одни мы игнорируем, другим следуем, третьи презираем, четвертые… Но среди них есть одна, безоговорочная для каждого нормального человека, - свобода! Никто из нас не любит навязанных действий, чуждый решений, отсутствия выбора. И особенно не люб ...

Определение влияния внеурочной деятельности на развитие общения
Основная цель обучения учащихся культуре общения – формирование у них адекватного коммуникативного поведения. Коммуникативное поведение человека – это совокупность норм и традиций общения. Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru