Логопедические технологии по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Новое о образовании » Логопедические технологии по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Страница 14

Диаграмма 8. Сравнение условного общего уровня развития звукопроизношения, констатирующий – контрольный эксперименты, %

28,5 % детей остались на уровне "ниже среднего". Это говорит о том, что данные дети вследствие осложнения ЗПР неблагоприятными микросоциальными и микропедагогическими условиями развития с раннего детства, а также соматической ослабленности, нуждаются в целенаправленной коррекционно-педагогической работе с ними в более продолжительные сроки.

1. Проведенный констатирующий эксперимент выявил следующее:

- у большинства детей экспериментальной группы отмечается недостаточность речевой моторики, которая особенно ярко проявляется в движениях языка. Движения языка характеризуются неточностью, излишним напряжением, трудностью удержания позы, переключения от одного движения к другому;

- все дети испытывают трудности речеслухового восприятия и фонематических функций; при этом наиболее выражены трудности при дифференциации слогов и фонем;

- в картине нарушений звукопроизношения большое место занимают смешения звуков; наиболее распространены смешения свистящих и шипящих звуков (с-ш, з-ж, с-ч, с-щ), а также сонорных (р-л);

- в целом по результатам контрольного эксперимента 71,5% детей показали низкий уровень развития звукопроизношения, 28,5% – уровень ниже среднего.

2. С целью коррекции нарушений звукопроизношения нами была разработана коррекционно-обучающая программа, задачами которой являются: развитие артикуляторной моторики (формирование кинестетической и кинетической организации двигательного акта), развитие речеслухового восприятия и фонематических функций (развитие восприятия и дифференциации звуков; фонематического анализа и синтеза), коррекция нарушений звукопроизношения. Общие принципы организации коррекционно-педагогической работы определяются в зависимости от наиболее характерных особенностей проявления пониженной обучаемости у детей с ЗПР и от общих особенностей их психического развития, а также состояния здоровья, условий жизни и развития в семье.

3. Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о значительных сдвигах в коррекции звукопроизношения детей экспериментальной группы. Значительно сократилось количество детей с низким уровнем развития звукопроизношения: 14,2% вместо 71,5% в начале учебного года. 57,4% детей достигли балла выше среднего вместо 0% до начала коррекционно-педагогической работы.

В результате проведенного исследования были поставлены и решены следующие задачи:

1. Рассмотрены теоретические основы формирования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

На начальных этапах развития ребенка имеет место автономность речевого и интеллектуального развития. В дальнейшем одним из регуляторов темпа и последовательности языкового развития является формирование познавательных процессов. Первичным, определяющим в речевом развитии ребенка является семантика. Однако в дальнейшем речь обеспечивает качественный скачок в интеллектуальном развитии ребенка, так как появляется вербальное, понятийное мышление. Речь позволяет совершенствовать умственные операции обобщения, отвлечения, абстрагирования.

Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере. Таким образом, задержка психического развития проявляется как в эмоционально-волевой незрелости, так и в интеллектуальной недостаточности. Причины возникновения ЗПР многообразны, следовательно, и сама группа детей с задержкой психического развития крайне неоднородна. Четыре основных варианта ЗПР (по К.С.Лебединской): конституционального происхождения; соматогенного происхождения; психогенного происхождения; церебрально-органического происхождения.

Психологическая классификация детей с задержкой психологического развития выделяет три формы ЗПР в зависимости от их основания: эмоциональная незрелость (психический инфантилизм); низкий психический тонус (длительная астения); нарушения познавательной деятельности, связанные со слабостью памяти, внимания, подвижности психических процессов.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15


Актуально о образовании:

Виды арифметических задач
Все арифметические задачи по числу действий, выполняемых для их решения, делятся на простые и составные. Задача, для решения которой надо выполнить один раз арифметическое действие, называется простой. Задача, для решения которой надо выполнить несколько действий называется составной. Простые задач ...

Функциональный базис графо-моторных навыков письма и его нарушения
Графический навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает компл ...

Понятие «творчество», виды творческих способностей
Развитие детей, это, прежде всего культура, творчество Л.С. Выготский в «Психологии искусств» поставил задачу рассмотрения психического развития творческих процессов. «Всякая функция в творческом развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психическом». ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru