На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующем плану:
1) уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;
2) выделение звука на фоне слога, слова, определение мес. та отрабатываемого звука.
На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Большое место отводится развитию фонематического анализа и синтеза.
Цели, задачи, организация констатирующего эксперимента
Цель констатирующего эксперимента: провести диагностику состояния звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Задачи констатирующего эксперимента:
1. Определить основные критерии состояния звукопроизношения у детей с ЗПР.
2. Подобрать методики диагностики состояния звукопроизношения у детей с ЗПР.
2. С помощью подобранных методик провести диагностику состояния звукопроизношения детей с ЗПР и выявить характер нарушения произношения звуков.
Характеристика экспериментальной группы. Эмпирическое исследование проводилось нами в течение 2011-2012 гг на базе МДОУ №32 г. Ярославля. Экспериментальная группа включала 7 человек детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, имеющих нарушения звукопроизношения. Средний возраст обследуемых составил 6,33 года. Характер задержки психического развития обследуемых (заключение психоневролога и ПМПК): соматогенного происхождения (5 чел.), церебрально-органического генеза (2 чел.). На момент проведения контрольного эксперимента все дети наряду с ЗПР обнаруживали физическую ослабленность, сочетающуюся с нарушениями состояния нервной системы (неврозоподобные состояния 4 чел., вегетососудистая дистония 2 чел., невротические состояния 1 чел.).
Таблица 1. Список детей экспериментальной группы
№ |
Фамилия, имя ребенка |
Дата рождения |
Краткая педагогическая характеристика |
1 |
Ваня О. |
14.09. 2005 |
Медлительный, инертный, на занятиях мало активен |
2 |
Катя М. |
12.10. 2005 |
Пассивная, замкнутая, с трудом вступает в контакт, на занятиях мало активна |
3 |
Арина О. |
03.04. 2005 |
Гиперактивная, неусидчивая. На занятиях часто отвлекается |
4 |
Савелий Р. |
19.01. 2005 |
Пассивный, замкнутый, с трудом вступает в контакт, на занятиях мало активен |
5 |
Костя Р. |
12.04. 2005 |
Гиперактивный, неусидчивый, на занятиях часто отвлекается |
6 |
Света С. |
28.06. 2005 |
Медлительная, инертная, на занятиях мало активна |
7 |
Алина И. |
22.07. 2005 |
Очень медлительная, пассивная. На занятиях мало активна |
Основные критерии обследования состояния звукопроизношения у детей с ЗПР. В первой главе мы выяснили, что разнообразие и сложность структуры речевого дефекта у дошкольников с ЗПР определяется особенностями их познавательной деятельности, недостаточностью развития аналитико-синтетических функций, неоднозначным взаимодействием сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи, а также наличием неврологической симптоматики. Основные принципы и методы обследования речи детей с ЗПР разработаны Е.Ф. Архиповой, Р.И.Лалаевой, Г.В.Фадиной Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Р.Е. Левиной. Учитывая особенности симптоматики и механизмов нарушений звукопроизношения у дошкольников с ЗПР, выделяют следующие основные компоненты состояния звукопроизношения и направления коррекционного воздействия:
Актуально о образовании:
Модульная технология
Модульное обучение зародилось в конце второй мировой войны в ответ на обострившиеся социально-экономические нужды, когда были крайне необходимы системы обучения профессиональным умениям в относительно короткий период. Были детально изучены индустриальные задачи и разработаны инструкции по их теорет ...
Результаты исследования особенностей межличностных отношений в группе
сверстников младшего школьного возраста
Проведение социометрического исследования среди детей III-го класса, в количестве 15 человек, Лотошинской средней образовательной школы Лотошинского района, показало следующие данные, представленные в социометрической матрице. Таблица 2.1. Социометрическая матрица результатов выборов Имена учеников ...
Геометрия на спичках
В работе над задачками можно использовать спички, счётные палочки или просто рисунок на бумаге. Спички имеют стандартную длину и это свойство позволяет строить из них различные геометрические фигуры. Одна спичка - это модель отрезка. Данное занятие целесообразно провести в форме викторины. Разделит ...