Логопедические технологии по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Новое о образовании » Логопедические технологии по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Страница 11

Результаты обследования речеслухового восприятия и фонематических функций

Диаграмма 2. Профиль обследования речеслухового восприятия и фонематических функций (средние значения), баллы

Исследование показало, что у некоторых детей трудности начинаются уже на I ступени, при дифференциации неречевых звуков (Алина И., Костя Р.). Дифференциация неречевых звуков свидетельствует о состоянии слухового внимания и является предпосылкой формирования фонематического слуха. Знакомые звуки, часто встречающиеся в быту, на занятиях, различаются детьми лучше, чем звуки, воспринимаемые впервые или малознакомые. При исследовании различения слов близких по звуковому составу (шляпа - сляпа - хляпа - шляпа и т.п.) дети представляют неоднородную группу. Нарушения отмечаются у всех, но проявляются в разной степени выраженности. Задания, выполненные с ошибками, многими детьми самостоятельно не исправляются. Часто ошибки детьми не замечаются. Все дети испытывают выраженные трудности при дифференциации слогов и фонем. Только после нескольких попыток (2-4) детям удается дифференцировать гласный из ряда других гласных звуков. При дифференциации слогов с оппозиционными согласными: звонкие - глухие, твердые - мягкие - все дети оказываются несостоятельными. При исследовании дифференциации слогов и фонем у одной трети детей выявлены нарушения слухоречевой памяти.

Трудности возникают не только при дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, но и при различении более контрастных звуков.

Результаты обследования звукопроизношения

Диаграмма 3. Профиль обследования звукопроизношения (средние значения), баллы

При обследовании состояния звукопроизношения дети экспериментальной группы показали наличие следующих дефектов.

В картине нарушений звукопроизношения большое место занимают смешения звуков. Наиболее распространенными оказались смешения свистящих и шипящих звуков (с-ш, з-ж, с-ч, с-щ), а также сонорных (р-л).

У Кати М., Савелия Р. выявлено искаженное произношение звуков, преимущественно межзубное произношение свистящих, а также увулярное и велярное произношение звука р. У Алины И., Кости Р. обнаружились стойкие замены одного звука другим звуком (р-л, л-ль, л-в, ш-с, ж-з). Наблюдалось и отсутствие звуков. Так, у Алины И. в речи отсутствуют звуки з (с - заменитель), ц (т - заменитель), (J) (заменитель – л); звуки ш, ж, щ смешивает в речи. У Кати М. в речи отсутствуют звуки ц (его заменитель звук т) и ч (заменяет мягким ть), р (его заменитель л), звуки ш, с, щ смешивает в речи. У Савелия Р. отсутствуют звуки ц (т его заменитель), ч (заменяет мягким ть), ж (з его заменитель), б (п заменитель), в (ф заменитель). У Кости Р. отсутствуют звуки з и ц (с - заменитель), р (л – заменитель), г (к – заменитель). У Светы С. в речи отсутствуют звуки ц и з (заменяются с), г (заменяется к) и звук л (заменяет мягким ль или (J)). Арина О. звуки ц и д заменяет на т, р заменяет на л и смешивает звуки ш, ж, щ. Ваня О. звуки ц и з заменяет на с, звук г заменяет на к.

При анализе результатов фонематического теста обнаружили затруднения при дифференциации слов, в состав которых входит звук, отсутствующий в речи, со словами со звуком- заместителем Не меньшую трудность представляла дифференциация звуков смешиваемых в речи, здесь также наблюдалось большое количество ошибок.

Результаты анализа общего уровня развития звукопроизношения

После обработки результатов диагностики по каждой из методик мы подсчитали условный общий уровень развития звукопроизношения. В целом по итогам констатирующего эксперимента 71,5% детей показали низкий уровень развития звукопроизношения (1,13 – 1,84 баллов), 28,5% детей обнаружили уровень ниже среднего (2,05 – 2,27 баллов) (см. Диаграмму 4).

Диаграмма 4. Общий уровень развития звукопроизношения, %

Цели, задачи, организация формирующего эксперимента

Цель формирующего этапа – разработка коррекционной программы формирования звукопроизношения у дошкольников с ЗПР и апробирование ее на экспериментальной группе детей.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Актуально о образовании:

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме обучения детей иностранному языку
Экономический рост и развитие торговых отношений между различными странами выдвигает на первое место вопрос о межнациональном общении. Уже в прошлом столетии многие педагоги задумывались над проблемой обучения детей иностранному языку. Тихеева Е.И. в своей книге «Развитие речи детей» говорит о том, ...

Роль изучения научной литературы в процессе педагогического исследования
педагогический научный подготовительный Каждое исследование начинается с изучения научной литературы, что позволяет ознакомиться с обширной информацией по проблеме. Изучая литературные источники можно определить состояние проблемы исследования на данный момент, выявить, что уже сделано исследовател ...

Мотивационная основа учебной деятельности
При рассмотрении учебной деятельности были обозначены проблемы ее целостности, структурирования, управления ею, проблема структурирования процесса обучения. Чтобы решить их, необходимо выяснить механизм взаимодействия учителя и учащегося, механизм структурирования учебной деятельности. При определе ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru