Данные критерии включают в себя определенный ряд умений и навыков, по которым можно констатировать об уровневом показателе сформированности исследовательской компетенции.
В ходе констатирующего эксперимента нами были использованы методы педагогического наблюдения и анкетирования с целью выяснения степени важности исследовательских умений для старшеклассников в обучении английскому языку и уровня мотивационно-творческого критерия. Учащимся был предложен ряд вопросов для выявления уровня мотивационно-личностного критерия оценки исследовательской деятельности в обучении английскому языку, которые показаны в приложении A. Количество баллов определялось по ответам: 5 баллов – да, 0 баллов – нет. В соответствии с ответами мы определили количество баллов, соответствующее каждому уровню мотивации к исследовательской и творческой деятельности и изучению английского языка в целом:
0-20 баллов – отсутствие мотивации;
20-35 баллов – средний уровень мотивации;
35-50 баллов – высокий уровень мотивации.
Результаты анкетирования в ходе констатирующего эксперимента приведены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты анкетирования по выявлению уровня мотивации к исследовательской деятельности в процессе обучения английскому языку
|
Уровни мотивации к исследовательской деятельности |
Экспериментальная группа (13 чел.) |
Контрольная группа (13 чел.) | ||
|
чел. |
(%) |
чел. |
(%) | |
|
отсутствие мотивации |
1 |
7,7% |
2 |
15,4% |
|
средний уровень мотивации |
5 |
38,5% |
5 |
38,5% |
|
высокий уровень мотивации |
7 |
53,8% |
6 |
46,1% |
|
13 |
100% |
13 |
100% | |
В итоге в экспериментальной группе высокий уровень мотивации оказался у 7 человек, которые набрали от 35 до 40 баллов, в контрольной группе – 6 человек набрали от 35 до 40 баллов. Данные анкетирования показали, что средний уровень мотивации к исследовательской деятельности оказался у 5 человек в экспериментальной и контрольной группах: учащиеся набрали от 25 до 30 баллов. Мотивация к исследовательской деятельности отсутствовала у 1 человека из экспериментальной группы (10 баллов) и у двух человек из контрольной группы (10 и 15 баллов). Таким образом, 53,8% опрошенных экспериментальной группы и 46,1% опрошенных контрольной группы набрали 35-40 баллов. Несмотря на превосходство высокого уровня мотивации в процентном соотношении, 7,7% учащихся экспериментальной группы и 15,4% учащихся контрольной группы не осознают значимость рассматриваемого вида компетенции. Можно предположить, что причиной такого отношения могла стать большая загруженность учащихся и традиционная методика изучения английского языка, направленная главным образом на выполнение определенного ряда различных упражнений. Также на результат опроса мог повлиять такой фактор, как неспособность умело работать с большим объемом информации, поступающей из Интернета, в процессе исследовательской деятельности. Однако результаты анкетирование дали высокие показатели, характеризующиеся стремлением к познанию, исследованиям в области английского языка. Большая часть учащихся видит много положительных аспектов в формировании исследовательской компетенции.
Актуально о образовании:
Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста
Прежде чем приступить к рассмотрению особенностей формирования связной речи детей дошкольного возраста, обратимся к анализу литературных источников и попытаемся собрать возможный спектр определений связной речи. С.В. Алабужева под связной речью понимает развернутое изложение определенного содержани ...
Актуальные проблемы физического развития детей в современных
условиях
Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Современное состояние общества, экономики, экологии во всем мире неблагоприятно отражается на здоровье, в связи с чем растет число детей, которым необходима спе ...
Порядок оценивания знаний студентов в рамках кредитно-модульной системы
По канонам Болонского процесса считается нормой начислять студентам кредиты за стажировки и практики, за подготовку к экзаменам. Действительно, это реальная учебная работа, имеющая определённую трудоёмкость; важно как можно более объективно определить её величину. Без сомнения, кредиты должны начис ...