Данные критерии включают в себя определенный ряд умений и навыков, по которым можно констатировать об уровневом показателе сформированности исследовательской компетенции.
В ходе констатирующего эксперимента нами были использованы методы педагогического наблюдения и анкетирования с целью выяснения степени важности исследовательских умений для старшеклассников в обучении английскому языку и уровня мотивационно-творческого критерия. Учащимся был предложен ряд вопросов для выявления уровня мотивационно-личностного критерия оценки исследовательской деятельности в обучении английскому языку, которые показаны в приложении A. Количество баллов определялось по ответам: 5 баллов – да, 0 баллов – нет. В соответствии с ответами мы определили количество баллов, соответствующее каждому уровню мотивации к исследовательской и творческой деятельности и изучению английского языка в целом:
0-20 баллов – отсутствие мотивации;
20-35 баллов – средний уровень мотивации;
35-50 баллов – высокий уровень мотивации.
Результаты анкетирования в ходе констатирующего эксперимента приведены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты анкетирования по выявлению уровня мотивации к исследовательской деятельности в процессе обучения английскому языку
Уровни мотивации к исследовательской деятельности |
Экспериментальная группа (13 чел.) |
Контрольная группа (13 чел.) | ||
чел. |
(%) |
чел. |
(%) | |
отсутствие мотивации |
1 |
7,7% |
2 |
15,4% |
средний уровень мотивации |
5 |
38,5% |
5 |
38,5% |
высокий уровень мотивации |
7 |
53,8% |
6 |
46,1% |
13 |
100% |
13 |
100% |
В итоге в экспериментальной группе высокий уровень мотивации оказался у 7 человек, которые набрали от 35 до 40 баллов, в контрольной группе – 6 человек набрали от 35 до 40 баллов. Данные анкетирования показали, что средний уровень мотивации к исследовательской деятельности оказался у 5 человек в экспериментальной и контрольной группах: учащиеся набрали от 25 до 30 баллов. Мотивация к исследовательской деятельности отсутствовала у 1 человека из экспериментальной группы (10 баллов) и у двух человек из контрольной группы (10 и 15 баллов). Таким образом, 53,8% опрошенных экспериментальной группы и 46,1% опрошенных контрольной группы набрали 35-40 баллов. Несмотря на превосходство высокого уровня мотивации в процентном соотношении, 7,7% учащихся экспериментальной группы и 15,4% учащихся контрольной группы не осознают значимость рассматриваемого вида компетенции. Можно предположить, что причиной такого отношения могла стать большая загруженность учащихся и традиционная методика изучения английского языка, направленная главным образом на выполнение определенного ряда различных упражнений. Также на результат опроса мог повлиять такой фактор, как неспособность умело работать с большим объемом информации, поступающей из Интернета, в процессе исследовательской деятельности. Однако результаты анкетирование дали высокие показатели, характеризующиеся стремлением к познанию, исследованиям в области английского языка. Большая часть учащихся видит много положительных аспектов в формировании исследовательской компетенции.
Актуально о образовании:
Методы экспериментального исследования графо-моторных навыков
В констатирующем эксперименте для изучения основных психических функций и процессов, обеспечивающих процесс формирования графо - моторных навыков, использовались методики А.Р. Лурия, М.М. Безруких, Н.И. Озерецкого. Работа проводилась по следующим направлениям: исследование собственно графо-моторных ...
Анализ форм и содержания проектной деятельности старших школьников в
Интернет-фестивале
Используя классификацию Е.С. Полат, по доминирующему в проекте методу телекоммуникационный образовательный проект «Интернет–фестиваль «Умник» для старшеклассников относится к творческому типу, так как его структура постоянно развивается в соответствии с логикой и интересами участников проекта. По х ...
Методика экспериментального исследования словаря детей дошкольного возраста
со стертой дизартрией
Изучение особенностей лексической стороны речи у детей со стертой дизартрией мы осуществили по методикам Е.Ф. Архиповой «Исследование семантической структуры слова и лексической системности» которые позволяют оценить номинативный и предикативный словарь, наличие обобщений, антонимов, синонимов, а т ...