Формирование исследовательской компетенции старшеклассников средствами Интернет-технологий

Новое о образовании » Формирование исследовательской компетенции старшеклассников средствами Интернет-технологий

Качественное изменение современного общества – глобальная информатизация, расширение международных связей, их преобладающее значение и роль в современном информационном обществе предполагают воспитание творческих личностей, желающих исследовать и постоянно развиваться. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. На сегодняшнем этапе развития школьного образования, исследовательская компетенция представляет наибольший интерес и является острой необходимостью в развитии полноценной личности обучающегося. Но для этого должна быть база, которая порождала бы интеллектуальную инициативу и активность мышления учащихся в процессе самостоятельной учебной деятельности. Перед школой стоит острая проблема, связанная с самостоятельной деятельностью учащихся, с их способностями к самообразованию. Данная проблема типична для многих школ, когда учащимся, достаточно хорошо овладевшим теоретическими знаниями, представляется проблематичным проявить себя в полной мере в деятельности, требующей этих знаний для решения определенного ряда задач и сложных ситуаций. В основе понятия «исследовательская компетенция» лежит базовая категория – «исследовательская деятельность». Многие учащиеся не могут подходить к учебному процессу творчески, поэтому необходимо стимулировать исследовательскую деятельность учащихся посредством качественной методологической организации учебного процесса. Усвоение исследовательских знаний, умений и навыков является ключевым вопросом обеспечения эффективности исследовательской деятельности. Предпосылкой исследовательской деятельности является рациональная организация учебного процесса. Очень важно воспитать готовность учащихся к исследовательской деятельности, так как она является составной частью творчества, значимым аспектом профессиональной подготовленности к конкретному виду деятельности в зависимости от выбора сферы для дальнейшего изучения. От степени готовности напрямую зависит результативность познавательной деятельности учащихся, и, конечно же, их самостоятельность, без которой самообразование фактически невозможно.

Степень разработанности проблемы. За последние годы проблема формирования компетенций вызвала большой интерес в кругу ученых. Теоретическая сторона проблемы исследовательской компетенции рассмотрена в трудах таких ученых, как А.В. Хуторской, И.И. Холодцова, Дж. Равен, К.Ш. Ахияров, Е.В. Набиева и др. В целом объективное понятие компетентностного подхода еще не сложилось, само понятие «компетенция» до сих пор однозначно не определено, некоторые ученые приравнивают его к таким понятиям, как «компетентность», «образованность», «осведомленность». Активно ведется анализ понятий «компетенция» (А.Г. Бермус, В.В. Краевский, Т.Е. Исаева, С.Г. Воровщиков, К.Ш. Ахияров, Э. Шорт и др.), «компетентность» (А.В. Хуторской, Э.Ф. Зеер, Дж. Равен, И.А. Зимняя, В.В. Сериков и др.), раскрывается суть компетентностно-ориентированного подхода, широко исследованы различные аспекты проблемы компетентностного подхода в образовании (А.В. Баранников, Е.В. Набиева, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.). Значимость творческой исследовательской деятельности в школе отражена в работах В.И. Андреева, И.А. Зимней, A.M. Матюшкина и др. Формированию исследовательских умений школьников посвящены исследования Н.А. Семеновой. Теоретические, дидактические, методические основы развития исследовательской деятельности учащихся представлены в работах А.В. Леонтовичем, Л.A. Казанцевой, М.Н. Арцевым, Г.В. Макотровой, Е.А. Румбешта и др. Вопросы развития исследовательских умений рассматривались А.Г. Иодко, О.И. Митрош, В.П. Ушачевым и др. Методические и дидактические основы использования исследовательских методов в обучении обоснованы Э.Д. Новожиловым, M.Н. Скаткиным, И.Я. Лернером, А.Л. Шаповаловым, М.И. Махмутовым и др. В своей работе М.И. Старовикова на материале курса физики рассматривает формирование учебной исследовательской деятельности школьников в условиях информатизации процесса обучения. Формированию опыта исследовательской деятельности старшеклассников в научных обществах учащихся по экологии посвящена работа О.С. Кононенко. Существует большое число определений понятия «исследовательская компетенция», предложенных Е.В. Бережновой, Н.И. Плотниковой, А.В. Хуторским, И.И. Холодцовой и др. Составляющие исследовательской компетенции представлены в работах Л.В. Елисеевой, С.И. Осиповой, А.Э. Ишковой, С.И. Брызгаловой и др.

Целью работы является изучение и выявление методических основ применения Интернет-технологий в формировании исследовательской компетенции старшеклассников в процессе обучения английскому языку.

Задачи работы:

1. Изучить сущность исследовательской компетенции, охарактеризовать ее структуру.

2. Изучить и проанализировать социальный аспект формирования исследовательской компетенции на современном этапе.

3. Выявить роль Интернет-технологий при формировании исследовательской компетенции старшеклассников.

4. Изучить и проанализировать основные ресурсы Интернет, способствующие формированию исследовательской компетенции.

5. Выявить и обосновать формы и методы формирования исследовательской компетенции старшеклассников в процессе обучения английскому языку.

6. Проанализировать результаты экспериментального обучения по формированию исследовательской компетенции старшеклассников в процессе обучения английскому языку средствами Интернет-технологий.

Объект работы – процесс обучения английскому языку.

Предмет работы – формирование исследовательской компетенции старшеклассников средствами Интернет-технологий на уроках английского языка.

Методы исследования:

1. Теоретические: анализ и синтез психолого-педагогической, методической, технической литературы.

2. Эмпирические: изучение практического опыта, наблюдение, анкетирование.

Эмпирическими источниками послужили исследования учёных в области педагогики и методики обучения иностранным языкам. Материалом для исследования послужили научные статьи, методическая литература, посвященная данной проблеме, а также различные сайты Интернет. Результаты исследовния по формированию исследовательской компетенции старшеклассников средствами Интернет-технологий были проведены во время прохождения преддипломной практики с 9 февраля 2009 года по 6 марта 2009 года в школе № 12.

Апробация. Основные положения и результаты выводов по работе представлены в виде доклада на восьмой студенческой межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного российского общества и роль образования в их разрешении» НМИ г. Нижнекамска.

Теоретическая значимость исследования. Раскрыто содержание исследовательской компетенции; проанализированы формы и методы формирования исследовательской компетенции старшеклассников; выделена и обоснована система взаимосвязанных критериев оценки исследовательской компетенции.

Практическая значимость исследования. Практическая значимость работы состоит в том, что ее основные положения и выводы могут быть использованы при формировании исследовательской компетенции учащихся, а также теоретические и практические аспекты можно применять при составлении методических пособий.

Положения, выносимые на защиту:

1. Исследовательская компетенция учащихся – это необходимое личностное качество учащегося, включающее в себя умения и навыки воспитания творчески активной личности, направленное на развитие способности и готовности к самообразованию.

2. Структура исследовательской компетенции учащихся в системе школьного образования представляет совокупность когнитивного, мотивационно-личностного, деятельностно-операционного и интеллектуально-творческого компонентных составляющих.

3. Интернет-технологии выступают одним из главных и наиболее эффективных средств, способствующих формированию исследовательской компетенции учащихся на уроках английского языка.


Актуально о образовании:

Структура процесса творческой деятельности
Как же ребенок создает художественный образ? Какова структура творческой деятельности? Для ответа на поставленный вопрос обратимся сначала к истории данной проблемы. Последовательные шаги творческого процесса, были расписаны только в конце XIX века, когда немецкий физиолог и физик Герман Гельмгольц ...

Метод мозгового штурма
Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. ...

Стиль педагогической деятельности
Стиль деятельности - это взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления определенной деятельности, как правило, предполагающей взаимодействие с людьми и выступающей как динамический стереотип. А.К. Маркова выделяет следующие наиболее характерные четыре ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru