Формы и методы формирования исследовательской компетенции старшеклассников в процессе обучения английскому языку

Новое о образовании » Формирование исследовательской компетенции старшеклассников средствами Интернет-технологий » Формы и методы формирования исследовательской компетенции старшеклассников в процессе обучения английскому языку

Страница 2

Отбор тем и проблем для использования того или иного метода играет одну из главных ролей. Таким образом, учащийся, основываясь на умениях, сформированных с помощью дискуссионного метода, способен применить и развить эти умения в конкретных ситуациях общения, выполняя социально значимые роли и умение отстаивать свою позицию в проблемных ситуациях.

Так как традиционным средством Интернет-технологий во внеурочной деятельности являются телекоммуникационные проекты, то необходимо охарактеризовать и такой метод, как «метод проектов». Под учебным телекоммуникационным проектом обычно понимают совместную учебно-познавательную, творческую, игровую деятельность учащихся, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. В основе метода проектов лежит развитие критического мышления, познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационной среде. Достоинствами проектного метода являются высокая степень самостоятельности, инициативности и познавательной активности. В ходе работы над совместным проектом учащиеся приобретают опыт исследовательско-творческой деятельности. Использование исследовательского метода позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей. Метод проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование и распределение действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, задания для каждого участника при условии группового взаимодействия.

Почти все виды проектов предусматривают использование исследовательских методов для решения заложенной в них проблемы. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности учащихся. Учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Мы бы хотели рассмотреть и такой метод, как «метод генетического консилиума», созданный и модифицированный по инновационной технологии в Таганрогском государственном педагогическом институте . Авторы данного метода пришли к выводу, что электронный коллективный творческий процесс можно разбить на кванты и синхронизировать во времени одновременную параллельную работу многих участников решения поставленной задачи в рамках одного проекта. В ходе применения данной технологии в педагогическом процессе было установлено, что коэффициент интеллекта коллективного разума выше, чем интеллект отдельного учащегося, и при его работе происходит диффузия знаний от учащихся, знающих какой-либо раздел предметной области лучше, к остальным. Эта технология, так как носит сетевой характер, может быть с успехом применена и для дистанционного обучения. Такой подход позволяет повысить мотивацию учащихся, находящихся наедине с компьютером к непрерывному образованию. Использование метода генетического консилиума при создании электронных учебников является одной из технологий использования коллективного разума распределенного по сети Интернет. Данный метод оказывается очень полезным при создании образовательных Интернет-ресурсов.

В течение многих лет школьное обучение основывалось на принципах индивидуализма и соперничества. Такое обучение носит односторонний характер. Для ученика главным становится личный успех, который противопоставляется неудачам другого ученика. Безусловно, умение работать самостоятельно и достигать поставленных целей очень важно. Но мы призваны готовить детей к жизни в мире взрослых, где в наше время большую роль приобретает умение сотрудничать и вместе решать поставленные задачи. Именно на принципе сотрудничества и строится метод группового обучения. Учащиеся, работая в группе, пытаются совместно выполнить поставленную задачу. При этом задание строится таким образом, чтобы ученик не смог выполнить его без помощи остальных участников группы. Социальное взаимодействие учеников приводит к заметному улучшению психологического климата в классе: ученики получают качественно новые социальные роли по сравнению с традиционным обучением, они уже не соперники, а члены одной команды. Меняется и роль учителя, который превращается из единственно возможного источника информации и контроля в советника и консультанта, направляющего работу группы в правильное русло. Любое задание в контексте группового обучения строится таким образом, чтобы каждый участник группы активно работал в течение определенного времени. Одним из преимуществ данного метода является интенсификация учебного процесса, что в большинстве случаев приводит к повышению успеваемости. Еще одним преимуществом группового метода является возможность осуществлять разноуровневый подход к преподаванию иностранного языка. Учителя, использующие работу в группе, без особого труда могут обеспечить учеников с разным потенциалом и способностями разноуровневыми заданиями. Групповое обучение основывается на четырех основных принципах: социальное взаимодействие, позитивная взаимозависимость, личная отчетность и равная доля участия каждого.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Возрастные нормативы эмоционального коммуникативно познавательного развития
Внешние проявления потребностно-мотивационных и операционно технических новообразований образуют в совокупности определенные возрастные симптомо комплексы, выявляя которые диагност-дефектолог и судит о своевременном или задержанном (шире — аномальном) развитии обследуемого. Однако останавливаться в ...

Педагогические принципы М. Монтессори
Когда ребенок читает слова на табличках, лежащих подле соответствующих предметов, - мы это называем интуитивным чтением. Заметим, что он их может прочесть, даже не зная шрифта, не зная букв. Магическая сила? Результат предварительной работы с подвижным алфавитом? Нет. Интуитивное чтение происходит ...

Реализация педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников
Анализ научной литературы позволил определить педагогическую поддержку личностного саморазвития одаренного старшеклассника как целенаправленную педагогическую деятельность педагога, направленную на конструктивное решение проблем в саморазвитии одаренных старшеклассников. Результаты теоретической ан ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru