Сущность воспитательного процесса

Страница 1

Целостный педагогический процесс прежде всего представлен двумя его взаимообусловленными частями: воспитанием и обучением. Как отдельная составляющая педагогического процесса воспитание на теоретическом уровне было выделено немецким педагогом И.Ф. Гербартом, который в начале XIX в. выпустил в свет свой основной труд «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания».

Воспитательный процесс — процесс взаимодействия, в котором в соответствии с целями и задачами самой личности и общества совершается организованное воспитательное влияние и взаимодействие, имеющее своей целью формирование личности, организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями и отношениями. Становление личности происходит тогда, когда происходит перевод внешнего по отношению к ней опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение, т. е. происходит процесс интериоризации, формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Следовательно, с позиции психологии воспитание есть процесс интериоризации. Специфика воспитательного процесса заключается в своеобразии акцентов в процессе формирования личности. В содержании воспитания на первый план выступают задачи формирования убеждений, норм, социально-значимых отношений, ценностных установок, мотивов, способов и правил общественно одобряемого поведения, т. е преобладает ценностно-ориентационный, отношенческий, мотивационный, эмоциональный и поведенческий акценты. Воспитание опирается на реальные межличностные социальные отношения, процессы, явления и воздействует прежде всего на область чувств, эмоций и переживаний.

В воспитательном процессе огромную роль играет личность педагога: «Влияние личности воспитателя составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями. Многое значит дух заведения, но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда переходит в характер воспитанников» (К.Д. Ушинский). Результатом воспитания должна стать воспитанность личности, которая предполагает не просто знание норм поведения, не соблюдение этих норм с целью награды или ухода от наказания, а невозможность нарушения норм, ставших внутренними регуляторами действий и поступков. Функции воспитательного процесса:

организация многообразной и разносторонней деятельности учащихся;

охрана физического и психического здоровья воспитанников;

—использование общения со сверстниками и взрослыми в целях формирования системы ценностных отношений к окружающему миру и людям и социализации воспитанников;

специальное формирование общественно ценных нравственных, волевых, эстетических и физических качеств;

осуществление превентивного (предупреждающего) воздействия для коррекции и преодоления девиантного (отклоняющегося) поведения.

Структура и логика воспитания:

анализ — изучение личности воспитанника и социально-педагогической ситуации ее развития;

диагностика — выявление реального уровня развития человека;

установление причинно-следственных связей, обусловливающих формирование его личности;

прогноз — целеполагание: формулирование ожидаемого результата и условий его достижения;

проектирование — разработка программы и плана, выбор способов деятельности, направленной на достижение цели;

организация — формирование мотивации развития личности, просвещение, организация деятельности и общения;

контроль и оценка — выявление и оценка результатов воспитания, эффективности форм и способов организации воспитательного взаимодействия и постановка новых целей.

Формирование поведения и общей направленности личности. Подробнее можно представить так:

восприятие жизненных ситуаций;

формирование понятий о человеческих ценностях, морали, законах государства, определяющих поведение;

развитие чувств;

выработка взглядов и убеждений;

мотивация и принятие решения;

выработка умений, навыков и привычек поведения;

поведение как совокупность действий.

Задачи воспитания:

выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала растущего человека в разнообразных сферах социально полезной и личностно значимой деятельности и в общении;

философско-мировоззренческая подготовка молодежи и оказание ей помощи в определении смысла жизни;

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Методика занятий с использованием натуры
Выбрав предмет для рисования, лепки, я продумала, что нужно для работы, в каком материале изображение данного предмета будет выразительнее. Карандаши или краски, акварель или гуашь, цвет бумаги, глина или пластилин для лепки – каждый материал имеет свои свойства, и знание их необходимо. Я выбрала а ...

Характеристика структурных компонентов речи в норме
В возрасте, когда процесс развития речи далеко не завершен (2 г. 6 месяцев – 5 лет), специалисту необходимо разграничивать, что уже должно быть сформировано в детской речи, что только начинает складываться, а каких проявлений вообще не следует ожидать в ближайшее время. Такой анализ и оценку речево ...

Обучение и воспитание детей со сложным дефектом
К детям со сложным дефектом относятся дети, имеющие аномалии развития сенсорных функций (зрения, слуха) в сочетании с интеллектуальной недостаточностью (умственная отсталость, олигофрения). В настоящее время выделяются группы детей со сложным дефектом: - умственно отсталые глухие или слабослышащие; ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru