Сущность воспитательного процесса

Страница 1

Целостный педагогический процесс прежде всего представлен двумя его взаимообусловленными частями: воспитанием и обучением. Как отдельная составляющая педагогического процесса воспитание на теоретическом уровне было выделено немецким педагогом И.Ф. Гербартом, который в начале XIX в. выпустил в свет свой основной труд «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания».

Воспитательный процесс — процесс взаимодействия, в котором в соответствии с целями и задачами самой личности и общества совершается организованное воспитательное влияние и взаимодействие, имеющее своей целью формирование личности, организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями и отношениями. Становление личности происходит тогда, когда происходит перевод внешнего по отношению к ней опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение, т. е. происходит процесс интериоризации, формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Следовательно, с позиции психологии воспитание есть процесс интериоризации. Специфика воспитательного процесса заключается в своеобразии акцентов в процессе формирования личности. В содержании воспитания на первый план выступают задачи формирования убеждений, норм, социально-значимых отношений, ценностных установок, мотивов, способов и правил общественно одобряемого поведения, т. е преобладает ценностно-ориентационный, отношенческий, мотивационный, эмоциональный и поведенческий акценты. Воспитание опирается на реальные межличностные социальные отношения, процессы, явления и воздействует прежде всего на область чувств, эмоций и переживаний.

В воспитательном процессе огромную роль играет личность педагога: «Влияние личности воспитателя составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями. Многое значит дух заведения, но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда переходит в характер воспитанников» (К.Д. Ушинский). Результатом воспитания должна стать воспитанность личности, которая предполагает не просто знание норм поведения, не соблюдение этих норм с целью награды или ухода от наказания, а невозможность нарушения норм, ставших внутренними регуляторами действий и поступков. Функции воспитательного процесса:

организация многообразной и разносторонней деятельности учащихся;

охрана физического и психического здоровья воспитанников;

—использование общения со сверстниками и взрослыми в целях формирования системы ценностных отношений к окружающему миру и людям и социализации воспитанников;

специальное формирование общественно ценных нравственных, волевых, эстетических и физических качеств;

осуществление превентивного (предупреждающего) воздействия для коррекции и преодоления девиантного (отклоняющегося) поведения.

Структура и логика воспитания:

анализ — изучение личности воспитанника и социально-педагогической ситуации ее развития;

диагностика — выявление реального уровня развития человека;

установление причинно-следственных связей, обусловливающих формирование его личности;

прогноз — целеполагание: формулирование ожидаемого результата и условий его достижения;

проектирование — разработка программы и плана, выбор способов деятельности, направленной на достижение цели;

организация — формирование мотивации развития личности, просвещение, организация деятельности и общения;

контроль и оценка — выявление и оценка результатов воспитания, эффективности форм и способов организации воспитательного взаимодействия и постановка новых целей.

Формирование поведения и общей направленности личности. Подробнее можно представить так:

восприятие жизненных ситуаций;

формирование понятий о человеческих ценностях, морали, законах государства, определяющих поведение;

развитие чувств;

выработка взглядов и убеждений;

мотивация и принятие решения;

выработка умений, навыков и привычек поведения;

поведение как совокупность действий.

Задачи воспитания:

выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала растущего человека в разнообразных сферах социально полезной и личностно значимой деятельности и в общении;

философско-мировоззренческая подготовка молодежи и оказание ей помощи в определении смысла жизни;

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Наблюдение натуры – важный метод обучения детей дошкольного возраста основам реалистического изображения предметов
Рисование способствует обогащению восприятия, представлений, памяти детей новыми образами, которые при изображении уточняются, обогащаются. Сформировавшиеся представления в процессе их воссоздания дополняются новыми чертами. Увеличивается в целом запас знаний об окружающей жизни. По сходству формы ...

Закономерности воспитательного процесса
Воспитательный процесс, являясь частью целостного педагогического процесса, подчиняется его общим закономерностям, но, кроме того, имеет ряд специфических закономерностей Ведущей и основополагающей закономерностью личностно ориентированного воспитательного процесса можно считать следующую: Чем выра ...

Применение проблемного обучения в практике для младших классов средней общеобразовательной школы
Известно, что теория и практика проблемного обучения разрабатываются на основании достижений психологии мышления. В экспериментальных психологических исследованиях С.Л. Рубинштейна, Л.И. Анциферовой, А.В. Брушлинского, А.М. Матюшкина, К.А. Славской, а также в работах Ю.Н. Кулюткина, В.Н. Пушкина, О ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru