Психолого-педагогическая характеристика детей экспериментальной группы

Страница 1

Экспериментальную группу, в которую вошли 10 человек, составили старшие дошкольники с ОНР.

В комплексное обследование вошло: изучение психолого-медико-педагогической документации логопедическое и психолого-педагогическое обследование старших дошкольников.

Изучение документации и анкетных данных показало, что имеют место: особенности протекания беременности (токсикозы, гипертония, нефропатия и др.), отклонения во внутриутробном развитии. Роды отмечались у 4-х женщин раньше срока, остальные срочные. В патологии родов были отмечены: асфиксия у 2-х детей. Пять детей из десяти в возрасте до года наблюдались у невропатолога с диагнозом ПЭП (перинатальная энцефалопатия). В раннем речевом развитии отмечалась некоторая задержка. Первые слова у большинства детей появились в 1,1-1,3 года, 5 детей в 3 года уже пользовались фразовой речью, но мамы отмечали, что речь смазана и непонятна. У большинства старших дошкольников экспериментальной группы (7 человек) отмечалась задержка сложных локомотивных функций: дети начали ходить в возрасте 1,2 – 1,3 года. Родители отмечают моторную неловкость детей: они быстро устают во время ходьбы, много спотыкаются, падают, плохо прыгают. Часто отмечается замедленность действий детей.

В заключениях специалистов (отоларинголог, невропатолог) патологии не выявлено.

В ходе проведения психолого-педагогического и логопедического обследований были установлены особенности речевого развития дошкольников, а также недостаточная сформированность моторной сферы, в том числе, моторики рук. При обследовании артикуляционного аппарата у детей отмечалась возможность выполнения всех артикуляционных проб, но при анализе качества выполнения этих движений была выявлена смазанность, нечеткость артикуляции, снижение амплитуды движений, кратковременность удержания определенной позы, снижение объема движений, быстрая утомляемость мышц. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падало.

Изучение дошкольников с ОНР показало, что наряду с нарушениями функции и тонуса артикуляционного аппарата отмечается и отклонение в состоянии общей и мелкой ручной моторики. Моторная недостаточность проявлялась при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движений. При проведении проб-тестов пальцевой гимнастики дети затруднялись выполнять движения по подражанию, например «замок», «колечки» и другие упражнения. Все это не может не отразиться на письме.

При обследовании звукопроизношения выявлялись: смешение, искажение, замена и отсутствие звуков. Наиболее распространенным нарушением оказался дефект произношения свистящих и шипящих звуков, нарушения произношения соноров [р] и [л]. Достаточно часто отмечалось межзубное, щечное произношение. Характерно, что такие нарушения нестабильны и зависят от различных условий (например, от позиции звука в слове).

Дети испытывали трудности при произнесении слов сложной слоговой структуры, упрощали звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.

При исследовании фонематического восприятия отмечается искажение, упрощение и уменьшение количества слогов при воспроизведении серии из трех слогов. Исследование способности звукового анализа и синтеза выявило недостаточную сформированность навыка.

В психолого-педагогических характеристиках таких детей отмечается неустойчивость внимания, низкая работоспособность, особенности зрительного и тактильного восприятия, особенности некоторых видов памяти и мышления, недостаточный уровень развития общей и мелкой моторики.

Таким образом, по логопедическому заключению экспериментальная группа представлена детьми с ОНР.

Контрольную группу составили 10 детей с нормальным речевым развитием.

Данное заключение обосновано тщательным изучением медицинских карт дошкольников, где не было выявлено органических поражений головного мозга, психолого-педагогической характеристикой воспитателей и психолога, в которой отмечались достаточно сформированные эмоционально-волевая и интеллектуальная сферы, обследованием логопеда, в котором не выявилось нарушений в развитии речи.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Игра – ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста
Игра – это основной вид деятельности дошкольника, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями, осваивают правила человеческого общения. В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, раз ...

Творчество в деятельности учителя технологии и его влияние на качество обучения учащихся
Ежедневно школьный звонок призывает в классы миллионы учителей. Вот они энергично идут по школьным коридорам, открывается дверь в класс, и начинается великое таинство, имя которому - педагогическое творчество. Творческая педагогика, творческий учитель - как они необходимы сейчас. Можно построить за ...

Особенности развития и воспитания старших школьников
Старший школьный возраст — это период ранней юности, характеризующийся наступлением фи­зической и психической зрелости. Однако процесс лич­ностного формирования учащихся этого возраста проис­ходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают отпечаток на процесс ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru