Тема: Химические свойства алканов.
Объект исследования:
Химические свойства алканов.
Реакции окисления.
Реакции замещения.
Получение и применение алканов.
Цель:
Развивать умения работать в парах и группах, развивать творческие способности.
Развивать навыки самостоятельной работы и самоанализа.
Исследовать химические свойства, получение и применение алканов.
Закрепление умений и навыков решения задач.
Метод: исследовательский.
Форма работы: групповая, парная.
Ход урока:
Звучит спокойная, мелодичная музыка.
Учитель: Сегодня мы открываем нашу мастерскую. Каждый из вас – творец, мыслитель, исследователь. Вы получаете право свободно ходить по мастерской, высказывать свои мысли. Вам дается право на свободный поиск решения, находить свой путь исследования данной проблемы. Сегодня объект нашего исследования – химические свойства алканов.
Индукция. При сгорании 4,3 г образца алкана выделились оксид углерода (IV) объемом н.у. 6,72 л и 7,2 г воды. Определите формулу алкана.
Самоконструкция. Посмотрите внимательно на полученную формулу и запишите в тетрадь вопросы, которые у вас возникли.
Социализация. Зачитайте свои вопросы, дополняя записи в тетради вопросами одноклассников (Учитель записывает вопросы на доске).
Как называется полученное вещество?
К какому классу соединений оно относится?
В каком агрегатном состоянии находится вещество?
Какими химическими свойствами оно обладает?
С какими веществами взаимодействуют алканы?
Как получают алканы?
Где применяют алканы?
Социоконструкция. Работая в парах, ответьте на эти вопросы, кратко записывая ответы в тетрадь после обсуждения.
Социализация. Каждая пара учащихся предлагает свои ответы на вопросы. Другие записывают в тетради ответы на те вопросы, на которые не смогли ответить сами.
Разрыв. А у меня тоже появились вопросы. Попробуйте ответить на них.
Напишите уравнение химической реакции, которое отражает реакцию окисления алканов.
СН4 + 2О2 → СО2↑ + 2Н2О + Q
Получите ацетилен из метана.
6СН4 + О2
2СН ≡ СН + 2СО↑ + 10Н2↑
За счет чего поддерживают высокую температуру реакции?
Ответ: высокую температуру реакции поддерживают за счет сжигания образующегося водорода.
С какими веществами реагируют алканы при освещении? Как называется данный тип реакции? Ответ: Сl, Br.
CH4 +Cl2
CH3Cl + HCl
хлорметан
СН3СН3 + Сl2
CH3CH2Cl + HCl
хлорэтан
Получите из метана тетрахлорметан.
СН4
СН3Сl
CH2Cl2
CНCl3
ССl4 или
CH4 + 4Cl2
CCl4 + 4HCl
Напишите реакцию замещения пропана с галогенами.
2CH3CH2CH3 + 2Cl2
CH3CH2CH2Cl + CH3CHClCH3 + 2HCl
1-хлорпропан 2-хлорпропан
Как в лаборатории получают алканы?
реакция Вюрца
R – CH2Br + 2Na + Br – CH2 – R → R – CH2 – CH2 – R + 2NaBr
Напишите уравнение реакции, которое отражает переработку метана в синтез-газ.
CH4 + H2O
СО↑ + 3Н2↑
Где применяется метан? Схема 16 на с. 37.
(Учитель записывает вопросы на доске)
Актуально о образовании:
Использование межпредметных связей для формирования у учащихся основ
диалектико-материалистического мировоззрения
Использование опорных знаний других предметов при изучении отдельных тем курса химии – важнейшее средство формирования у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения, целостного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними. Решение этой задачи успешно осуществляется при совмес ...
Экспериментальное исследование условий эффективной организации проблемного
обучения в начальной школе
Опытно-исследовательская работа по применению проблемного обучения в начальной школе, проведенная мной, представляет собой три этапа: 1 этап – анализ работы учителя по применению проблемного обучения в своей педагогической деятельности и наблюдение за учащимися с точки зрения их отношения к учению, ...
Место художественной деятельности в структуре видов деятельности на
каждом этапе онтогенеза
Человеческое детство-явление культуры и оно детерминировано типом культуры своего времени. Потому-то детство в эпоху первобытности, Возрождения, наши дни - суть разные детства, отличающиеся и по своей продолжительности и по этапам развития. Можно высказать предположение, что и психологические теори ...