Методы экспериментального исследования графо-моторных навыков

Страница 5

Проба заключается в рисовании узора, составленного из двух сменяющихся звеньев.

Материал: лист нелинованной бумаги, мягкий карандаш.

Инструкция: «Я начну рисовать заборчик. Ты смотри. Руку не отрывай. Бери карандаш и продолжай».

Ребёнку предлагается образец узора, и он продолжает его до конца строки нелинованной бумаги. При этом ребёнка просят не отрывать карандаш от бумаги. При появлении грубых ошибок экспериментатор указывает на них ребёнку.

Оценка результатов:

0 баллов – правильное выполнение программы, без остановок, размер элементов и нажим стабильны

1 балл - компенсаторное изменение программы по типу расподобления (различие элементов по размеру), усиление/ослабление нажима к концу строки;

2 балла - искажение программы по типу уподобления (появление «площадки» между элементами, замена вертикальных линий пологими), единичные персеверации.

(вертикальные линии заменены пологими)

(появление «площадки»)

Возможны 3-4 остановки, микрографии (в 0,5-0,75 раза), макрографии (в 1,5 – 2 раза)

3 балла – стойкая тенденция к персеверациям (повтор 1-го компонента внутри серии) с самостоятельной коррекцией ошибок, возможны 5-8 остановок, незавершение строки (обрыв), увеличение ошибок к концу строки

2 балла – инертное выполнение упрощенной программы (нет 1-го из 2-х элементов), более 8 остановок, макрографии (более 2,5 раза), микрографии (меньше 0,25).

Уровни выполнения методики:

0 – 1 балл – высокий уровень;

1-2 балла – средний уровень;

3-4 – низкий уровень.

Исследование зрительно-пространственного восприятия.

Исследование зрительно-пространственного восприятия проводилось при использовании следующих методик: методика «домик», опознание незаконченных изображений, опознание наложенных изображений, проба Хеда.

1. Методика «Домик».

Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно копировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.

Материал: лист нелинованной бумаги, мягкий карандаш, образец домика.

Ребенку предлагается, как можно точнее скопировать изображение домика.

Инструкция: «На этом листе бумаги изображен домик. Тебе нужно нарисовать точно такой же домик на чистом листе бумаги. Домики должны быть одинаковыми по форме, величине. Будь внимателен».

После окончания работы можно предложить ребёнку проверить, все ли верно на рисунке. Можно допустить исправления, если ребёнок заметит неточности.

Оценка результатов:

За каждую допущенную ошибку начисляется 1 балл.

Ошибками являются:

* неправильно изображенный элемент; правая и левая части забора оцениваются отдельно;

* замена одного элемента другим;

* отсутствие элемента;

* разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;

* сильный перекос рисунка.

В соответствии с набранными баллами оценивается

0 баллов – точное воспроизведение задания;

1 балл – высокий уровень сформированности пространственного восприятия;

2-3 балла – средний уровень;

4-5 баллов – низкий уровень;

больше 5 баллов – несформированность пространственного восприятия.

2. Опознание незаконченных изображений.

Материал: на листе бумаги изображены 12 незаконченных контурных изображений из «Диагностической нейропсихологической методики» с изменением на более привычную ориентацию двух изображений – весов и очков (булавка, чайник, лампа, ведро, ножницы, ключ, очки, якорь, весы, лейка, сабля, клещи).

Ребёнку объясняют, что художник начал рисовать картинки, но не закончил, и предлагают догадаться, что хотел нарисовать художник.

Инструкция: «Художник очень торопился и не дорисовал предметы, отгадай, что он не дорисовал».

Экспериментатор последовательно указывает на рисунки и ожидает ответа. Если ребенок неверно опознал изображение, ему может быть оказана стимульная помощь: «Подумай еще, что хотел нарисовать художник».

Оценка результатов:

0 баллов – безошибочное выполнение задания;

1 балл – 1-3 ошибки;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Актуально о образовании:

Организация процесса формирования пространственного образа с помощью компьютерной анимации
При формировании пространственного образа, c использованием компьютерной анимации, целесообразно выделить следующие шаги, на каждом из которых используются свои модели реального объекта: 1. Реальная модель изучаемого объекта (макет, пример из окружающего мира, рисунок). 2. Динамическая анимационная ...

Режиссерская игра, ее место и развитие в игровой деятельности детей дошкольного возраста
«Режиссерская игра имеет важное значение для всего психического развития ребенка дошкольного возраста». В режиссерской игре – одновременном выполнении разных ролей - от ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Игровые переживания оставл ...

Анализ результатов опытно – экспериментальной работы
Заключительным этапом опытной работы стало повторное исследование уровня самостоятельности учащихся 1 класса для проверки эффективности проделанной работы. Для этого были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе. Был проведен опрос учащихся, целью которого было выявить представлен ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru