Методы экспериментального исследования графо-моторных навыков

Страница 4

Вариант №4. «Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово «налево» выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово «налево» опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

На самостоятельное выполнение каждого узора дается полторы-две минуты. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут.

Анализ результатов:

4 балла – безошибочное воспроизведение программы

3 балла – 1-2 ошибки

2 балла – более двух ошибок

1 балл ставится, если ошибок больше, чем правильно воспроизведенных элементов или их пространственных расположений

0 баллов – отсутствие правильных воспроизведений.

Указанным образом оценивается 3 диктанта (первый тренировочный не оценивается).

На основе полученных данных возможны следующие уровни выполнения методики:

10-12 баллов – высокий уровень;

6-9 – средний уровень;

3-5 – низкий уровень;

0-2 – очень низкий уровень.

Исследование моторики

По Н.И. Озерецкому предложено 6 тестов на исследование моторики: исследование статической координации, динамической координации и соразмерности движений, скорости движений, двигательной памяти, одновременности движений, отчетливости движений.

Исследование серийной организации движений проводилось при использовании следующих методик: проба на динамический праксис, проба на реципрокную координацию движений, графическая проба А.Р. Лурия (рисование простых узоров).

Оценка результатов:

0 баллов – выполнение с 1-го раза;

1 балл – со 2-го раза;

2 балла – не справился с заданием.

Уровни выполнения методики:

Далее полученные баллы по каждому из заданий суммируются. И определяется уровень развития моторных функций:

0-3 балла – высокий уровень моторного развития;

3-7 баллов – средний уровень;

7-10 баллов – низкий уровень;

10-12 баллов – несформированность моторного навыка.

1. Проба на динамический праксис.

При использовании данной пробы устанавливается возможность автоматизации двигательного навыка и переключение с одного движения на другое.

Проба состоит в последовательном заучивании и воспроизведении программы.

Инструкция: «Я покажу движения руками, а ты запоминай. Выполняй эти движения, пока я не скажу стоп».

Экспериментатор демонстрирует ребёнку три раза подряд последовательность из трех движений: «ладонь – кулак – ребро», после чего проверяется усвоение программы. «Покажи, какие движения ты запомнил». Далее предлагается выполнение пробы ведущей рукой 7-10 раз (побыстрее).

Если ребёнок нарушил последовательность более одного раза, указывается ошибка и дается другая попытка. Если ребёнок все-таки не может правильно воспроизвести последовательность, образец демонстрируется повторно, а в случае затруднений – последовательность заучивается в процессе совместного с экспериментатором выполнения сначала без речевой инструкции, а при необходимости вместе с ней.

Оценка результатов:

0 баллов – программа усвоена с первого показа, выполнена плавно, безошибочно;

1 балл – программа усвоена со 2 показа, выполнена поэлементно с выходом на плавность, возможны единичные сбои (до 2 ошибок);

2 балла – программа усвоена после совместного выполнения с педагогом, выполнена пачками с повторяющимися сбоями (более 2 ошибок);

3 балла – программа усвоена после совместного выполнения с речевой инструкцией, выполнена поэлементно, наблюдается расширение программы или ее сужение;

4 балла – неусвоение, уход и потеря программы, наблюдается инертный стереотип.

Уровни выполнения методики:

0-1 балл – высокий уровень;

1-2 балла – средний уровень;

3-4 – низкий уровень.

3. Графическая проба (А.Р. Лурия) (третий вариант узора).

Выполнение графической пробы позволяет увидеть возможности переключения с одного движения на другое при выполнении графической деятельности. Следует отметить, что проба может дать информацию о функционировании второго блока мозга – а именно, о развитии зрительно-моторных координаций и пространственных представлений ребёнка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Актуально о образовании:

Связь и различие эстетического и художественного воспитания и образования
Для отечественной педагогической мысли характерна постановка проблемы формирования и развития эстетического потенциала личности. Уже в 1890 году русский педагог В.П.Острогорский в "Письмах об эстетическом воспитании" обращал, внимание на то, что в школе необходимо не только формально разв ...

Специфика восприятия дошкольниками формы, величины, цвета предметов, их пространственного расположения
Изобразительная деятельность – это специфическое, образное познание действительности. Поэтому она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Создание изображения ставит перед ребёнком ряд задач, без решения которых процесс рисования, лепки не может быть успешным. Так, для того чтобы и ...

Сущность и значение коррекционно - развивающего образования
Медики констатируют, что за последние 20 лет в состоянии здоровья детского населения произошли неблагоприятные изменения более чем в 4 раза, увеличилось количество детей с хронической патологией. До 50% взросло число детей, имеющих дисфункциональные нарушения. Прослеживается прямая связь отклонений ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru