Подготовка учителя к организации развития творческого потенциала учащихся на уроках по культурологическим дисциплинам

Новое о образовании » Развитие творческого потенциала учащихся 5-9 классов на уроках по культурологическим дисциплинам » Подготовка учителя к организации развития творческого потенциала учащихся на уроках по культурологическим дисциплинам

Страница 2

Проведение таких уроков или элементов урока является важным компонентом в развитии творческого потенциала учеников. Учитель выступает исключительно как организатор благоприятствующих для этого условий. На практике это может выражаться в организации урока (например, урока истории), в ходе которого группы учащихся выполняют различные виды деятельности, стимулирующие развитие творческих способностей. На уроке может быть проведена выставка рисунка на тему урока, организован конкурс устных выступлений, показ инсталляций или театрализованного показа.

Определение знаний, умений и навыков отдельных учащихся определяется с помощью наблюдений, анкетирования, тестирования или индивидуального задания. Наблюдая за ответами, поведением учащихся на уроке, учитель может определить уровень их знаний по предметам, особенности познавательной деятельности. По содержательности ответа ученика на уроке, последовательности, логичности изложенного им материала, по скорости усвоения учебного материала, готовности отвечать на вопросы учителя, качеству воспроизведения знаний можно судить об уровне подготовки ученика по предмету, доминировании логической или механической памяти, гибкости и подвижности ума, особенностях внимания ученика, темперамента и т. д. Ответы учеников, вопросы, которые он задает учителю, могут служить показателями не только глубины его знаний, но и любознательности, оригинальности мышления, критичности ума, наличия чувства юмора и т. д.

Наблюдение за личностью ученика – целенаправленное, проводимое в соответствии с заранее разработанным планом, восприятие и фиксация особенностей поведения, деятельности учащегося или коллектива, характеризующих его личность для последующего анализа и интерпретации этих проявлений. Наблюдение как метод изучения учащегося должен использоваться на уроке и во внеклассной работе.

Беседа – это целенаправленный разговор с учащимися, учителями, родителями с целью выявить их мнение об интересах, возможностях, мотивах деятельности и поведения учащегося или коллектива класса. Главное условие успешного проведения беседы – создание доверительной атмосферы, положительного эмоционального контакта со школьниками.

Анкетирование – это письменный опрос, направленный на выявление мнения опрашиваемых об интересующих нас особенностях личности учащегося или классного коллектива. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых связан с целью исследования. Вопросы могут быть открытыми, позволяющими ученику свободно, по своему усмотрению отвечать на них, закрытыми, допускающими обычно ответы типа «да» или «нет», полуоткрытыми. С помощью анкетного опроса можно выяснить мнение учащихся об их способностях, и т.д.

Тестирование и мониторинг ученической аудитории включает в себя не только исследование учебных навыков и знаний, но и психоэмоциональный анализ каждого ученика и всего класса в целом. Ценную информацию о личностной структуре коллектива и взаимоотношениях в классе можно получить от классного руководителя и других учителей, родителей или одноклассников.

В педагогической практике можно выделить два основных подхода в развитии творческого потенциала учащихся: индивидуальный и коллективный. В первом случае учитель акцентирует всё внимание на личности перспективного ученика (или нескольких учеников), во втором – обеспечивает работу всего класса, предлагая каждому ребёнку развивающий комплекс занятий согласно его психоэмоциональным и познавательным характеристикам. Второй способ методически и организационно более сложный, так как требует от учителя более высокого уровня психологической подготовки и профессионализма.

Иногда ребёнок не проявляет никакой инициативы на определённых уроках. Это может быть вызвано различными причинами: ребёнку не нравится сам предмет, ребёнок не справляется с учебной нагрузкой, не успевает, поэтому получает низкие отметки и не стремиться к изучению. Отставание в учебе (по отдельному предмету или всей программе) может происходить по разным причинам: вследствие умственной отсталости, обусловленной дефектами раннего воспитания, из-за отсутствия интереса к учебе в связи с неправильным формированием личности или плохо поставленным преподаванием; из-за несоответствия методов преподавания особенностям мышления школьника. Независимо от того, по какой причине ухудшается успеваемость у школьника, решающую роль играет позиция преподавателя – она либо преодолевает, либо закрепляет отставание. Дискомфорт может быть вызван некорректным формированием групп на уроке (слабый ребёнок среди сильных и активных или, наоборот, сильный среди слабых, инертных), некорректным поведением самого учителя (недопустимо появление среди учеников «любимчиков» и «аутсайдеров») и т.д.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Задачи на проценты
Процент – это сотая часть. наглядная иллюстрация процента может быть продемонстрирована на метровой школьной линейке с делениями по 1 см. В данном случае 1 см является сотой частью линейки, т.е. 1%. Можно дать следующие задания: показать на линейке 25%, 40% и т.д. назвать число процентов, которые п ...

Система работы по развитию творческих способностей на констатирующем этапе эксперимента
Задачи: 1. Анализ условий для проведения занятий по художественному труду. 2. Определение уровня творческого развития детей. Преддипломную практику я проходила в Мини-школе в 2 «Альфа» классе города Москвы. Техническая оснащенность кабинетов в данной школе позволяла в полной мере раскрыть творчески ...

Концептуальные основы развития самостоятельной работы студентов
За последние несколько лет как результат пробуждения творческой инициативы, демократизации и определения права на существование альтернативных позиций и взглядов начали интенсивно разрабатываться новые концепции обучения студентов. В этих концентрациях все чаще обращаются к студенту как субъекту уч ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru