Таким образом, целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в системе работы с детьми дошкольного возраста. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении дошкольников.
Экспериментальное исследование проводилось в подготовительной группе детского сада №34 города Смоленска.
В исследовании приняли участие десять детей контрольной группы и десять детей экспериментальной группы.
Целью констатирующего этапа исследования было выявить уровень связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи констатирующего эксперимента:
1) определить критерии сформированности связной монологической речи у детей 6-7лет;
2) подобрать диагностический материал и оборудование;
3)провести диагностику уровня сформированности связной монологической речи у детей 6-7 лет.
Для определения уровня сформированности связной монологической речи использованы критерии, предлагаемые в своих исследованиях (Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук).
При обследовании монологической речи повествовательного типа:
Умеет ли ребенок выстроить правильную последовательность картинок, объединённых единым сюжетом.
Способен ли вычленить главную тему (идею) своего рассказа через вопрос: «О чем будет твой рассказ (сказка)?
Может ли доказать правильность своей логики (через собственный рассказ).
Выявление умения ребенка ориентироваться в структуре повествовательного текста, т.е. умение выделять начало, середину и конец произведения.
При обследовании монологической речи описательного типа:
Умеет ли ребенок определять объект речи.
Выдерживать элементарную логику описания предмета, которая проявляется в последовательном перечислении признаков, относящихся к следующим группам:
1-я группа – внешние (телесные) признаки: качества и свойства;
2-я группа – внутренние (скрытые) признаки: целевое назначение (для чего создан предмет) и функция (как пользоваться, использовать объект).
С целью изучения особенности формирования связной монологической речи у детей седьмого года жизни мы использовали следующие методики (Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук).
Методика 1.
Цель:Изучение особенностей повествовательных высказываний.
Оборудование:серия сюжетных картинок «Трусиха» (по первому этапу обследования), текст сказки «Курочка, мышка и тетерев» (по второму этапу обследования), тетрадь, ручка или диктофон (см. приложение).
Проведение обследования: обследование включает в себя два этапа.
Первый этап.
Педагог выкладывает перед ребенком четыре картинки с последовательным развитием действия в произвольном порядке и говорит: «Картинки перепутались, но в них спрятался рассказ (сказка). Разложи картинки в той последовательности, в какой развивались события в рассказе».
Фиксируется, в какой последовательности ребенок выложил картинки (по номерам картинок).
Педагог задает ребенку вопрос: «О чем этот рассказ?»
Ответ ребенка коротко записывается; обращается внимание на степень развернутости ответа (например:«Этот рассказ про девочку, мальчика и собаку»; «Этот рассказ про то, как девочка не испугалась большую, страшную собаку»).
Педагог просит ребенка рассказать этот рассказ.
Рассказ дословно записывается в тетрадь или на диктофон. Педагог благодарит ребенка.
Анализ результата.
Второй этап.
Актуально о образовании:
Задачи на проценты
Процент – это сотая часть. наглядная иллюстрация процента может быть продемонстрирована на метровой школьной линейке с делениями по 1 см. В данном случае 1 см является сотой частью линейки, т.е. 1%. Можно дать следующие задания: показать на линейке 25%, 40% и т.д. назвать число процентов, которые п ...
Основные направления деятельности студента-практиканта
(Фамилия, имя, отчество) _ № п/п Вид деятельности Содержание деятельности Отметка о выполнении Ознакомительная Знакомство с коллективом, детьми, с методическими требованиями и т.д. Знакомство с личными делами и медицинскими картами учащихся. Составление индивидуального плана работы на весь период п ...
Педагогика сотрудничества
Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской ...