Подготовка учителя к организации развития творческого потенциала учащихся на уроках по культурологическим дисциплинам

Новое о образовании » Развитие творческого потенциала учащихся 5-9 классов на уроках по культурологическим дисциплинам » Подготовка учителя к организации развития творческого потенциала учащихся на уроках по культурологическим дисциплинам

Страница 3

Много информации об ученике дает изучение его речи и общения. В речи школьников проявляется не только уровень их знаний и мышления (содержательность, логичность, убедительность, понятность речи), но и отношение к учителю, к предмету (равнодушие к предмету или увлеченность им), к коллективу класса, а также волевые качества личности (уверенность в себе, самообладание, решительность) или противоположные качества. В речи школьника проявляются и особенности его темперамента, уверенности в себе, отношение к другим ученикам и т. д.

Характеристика познавательной (учебной) и творческой деятельности ученика – это комплекс вопросов вы выводов об учащемся, который формируется в процессе мониторинга, наблюдений и анкетирования. Как правило, такая характеристика создаётся для каждого учащегося классным руководителем, но может быть дополнена также замечаниями учителя.

Для её составления учитель должен определить основные особенности деятельности ребёнка по освоению новых знаний:

v Какой вид внимания преобладает у ученика на уроках: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Уровень внимательности ребёнка на уроке может быть обусловлен природными способностями, а также сформировавшимися навыками усидчивости и внимательности на занятиях.

v Умеет ли ребёнок сосредотачиваться на уроке, распределять и переключать внимание. У детей с высоким уровнем контроля внимания, как правило, не вызывает затруднения запись под диктовку, составление конспектов и планов по прослушиваемому тексту.

v Насколько устойчиво внимание. Этот фактор, чаще всего, зависит от темперамента ребёнка.

v Особенности восприятия и памяти.

v Как ребёнок заучивает материал, владеет ли приемами рационального запоминания, легко ли воспроизводит материал: последнее напрямую зависит от особенностей запоминания материала, умений рассказчика, правильности речи, умения построения предложений и объёма словарного запаса ребёнка.

v Умеет ли ученик анализировать, сравнивать, выделять существенное, делать самостоятельные выводы, быстро находить пути решения задач. Это одна из важнейших характеристик развития творческих способностей ребёнка: отступление от шаблонов учебной программы и умение формулировать собственные идеи, гипотезы и выводы является необходимым условием психоэмоциональной эволюции творческой личности.

v Проявляет ли самостоятельность, логичность, гибкость ума, критичность, преобладает абстрактно-логическое или наглядно-образное мышление.

v Какой темп усвоения знаний (быстрый, средний, замедленный).

v Как развито воображение, культура речи, умеет ребёнок ли выражать мысли в устной и письменной форме, каков запас слов – данные характеристики личности ученика развиваются постепенно и начинают формироваться ещё в дошкольном возрасте. Задача учителя помочь ребёнку совершенствовать эти умения и навыки в дальнейшем.

v Умеет ли самостоятельно работать с учебниками, словарями, находить дополнительную литературу, составлять план, конспект и т. п. Высокий уровень данных навыков необходимое условие при формировании умений создания рефератов, сочинений, устных сообщений, выступлений.

v Проявляется ли скованность, боязнь, дрожание голоса от волнения, забывание заученного материала, ухудшение результатов деятельности. Если да, то когда. Такие проблемы, чаще всего возникают у учащихся с различными дефектами речи, рассеянным вниманием, физическими недостатками (плохое зрение, неправильное физическое развитие и т.п.), а также у конфликтных и эмоциональнослабых детей, как контролирует свое состояние.

v Уровень развития общих способностей, обладает ли специальными способностями (музыкальными, вокальными, спортивными и т. д.).

v Характеристика социальной активности ученика: нравится ли ученику заниматься общественной деятельностью, какие общественные поручения выполняет: постоянные, эпизодические или уклоняется от общественной работы.

v Какие виды трудовой деятельности предпочитает. Что привлекает в труде: процесс деятельности, результат или овладение трудовыми навыками. Какие виды деятельности (совместная или индивидуальная) предпочитает.

v Как проводит свободное время: читает (что), ходит в театр, на концерты, дискотеки, смотрит телевизор, играет в компьютерные игры, занимается спортом, изучает иностранные языки, гуляет с друзьями по улицам и др.

v Жизненная позиция учащегося (активная, пассивно-созерцательная, потребительски-иждивенческая и т. д.). В чем она конкретно проявляется.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Какие виды деятельности взрослых воспроизводят дети в своих сюжетно-ролевых играх
Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по-детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о рол ...

Теоретические основы к пониманию духовно-нравственных ценностей
Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были вы ...

Методы экспериментального исследования графо-моторных навыков
В констатирующем эксперименте для изучения основных психических функций и процессов, обеспечивающих процесс формирования графо - моторных навыков, использовались методики А.Р. Лурия, М.М. Безруких, Н.И. Озерецкого. Работа проводилась по следующим направлениям: исследование собственно графо-моторных ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru