Подготовка учителя к организации развития творческого потенциала учащихся на уроках по культурологическим дисциплинам

Новое о образовании » Развитие творческого потенциала учащихся 5-9 классов на уроках по культурологическим дисциплинам » Подготовка учителя к организации развития творческого потенциала учащихся на уроках по культурологическим дисциплинам

Страница 3

Много информации об ученике дает изучение его речи и общения. В речи школьников проявляется не только уровень их знаний и мышления (содержательность, логичность, убедительность, понятность речи), но и отношение к учителю, к предмету (равнодушие к предмету или увлеченность им), к коллективу класса, а также волевые качества личности (уверенность в себе, самообладание, решительность) или противоположные качества. В речи школьника проявляются и особенности его темперамента, уверенности в себе, отношение к другим ученикам и т. д.

Характеристика познавательной (учебной) и творческой деятельности ученика – это комплекс вопросов вы выводов об учащемся, который формируется в процессе мониторинга, наблюдений и анкетирования. Как правило, такая характеристика создаётся для каждого учащегося классным руководителем, но может быть дополнена также замечаниями учителя.

Для её составления учитель должен определить основные особенности деятельности ребёнка по освоению новых знаний:

v Какой вид внимания преобладает у ученика на уроках: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Уровень внимательности ребёнка на уроке может быть обусловлен природными способностями, а также сформировавшимися навыками усидчивости и внимательности на занятиях.

v Умеет ли ребёнок сосредотачиваться на уроке, распределять и переключать внимание. У детей с высоким уровнем контроля внимания, как правило, не вызывает затруднения запись под диктовку, составление конспектов и планов по прослушиваемому тексту.

v Насколько устойчиво внимание. Этот фактор, чаще всего, зависит от темперамента ребёнка.

v Особенности восприятия и памяти.

v Как ребёнок заучивает материал, владеет ли приемами рационального запоминания, легко ли воспроизводит материал: последнее напрямую зависит от особенностей запоминания материала, умений рассказчика, правильности речи, умения построения предложений и объёма словарного запаса ребёнка.

v Умеет ли ученик анализировать, сравнивать, выделять существенное, делать самостоятельные выводы, быстро находить пути решения задач. Это одна из важнейших характеристик развития творческих способностей ребёнка: отступление от шаблонов учебной программы и умение формулировать собственные идеи, гипотезы и выводы является необходимым условием психоэмоциональной эволюции творческой личности.

v Проявляет ли самостоятельность, логичность, гибкость ума, критичность, преобладает абстрактно-логическое или наглядно-образное мышление.

v Какой темп усвоения знаний (быстрый, средний, замедленный).

v Как развито воображение, культура речи, умеет ребёнок ли выражать мысли в устной и письменной форме, каков запас слов – данные характеристики личности ученика развиваются постепенно и начинают формироваться ещё в дошкольном возрасте. Задача учителя помочь ребёнку совершенствовать эти умения и навыки в дальнейшем.

v Умеет ли самостоятельно работать с учебниками, словарями, находить дополнительную литературу, составлять план, конспект и т. п. Высокий уровень данных навыков необходимое условие при формировании умений создания рефератов, сочинений, устных сообщений, выступлений.

v Проявляется ли скованность, боязнь, дрожание голоса от волнения, забывание заученного материала, ухудшение результатов деятельности. Если да, то когда. Такие проблемы, чаще всего возникают у учащихся с различными дефектами речи, рассеянным вниманием, физическими недостатками (плохое зрение, неправильное физическое развитие и т.п.), а также у конфликтных и эмоциональнослабых детей, как контролирует свое состояние.

v Уровень развития общих способностей, обладает ли специальными способностями (музыкальными, вокальными, спортивными и т. д.).

v Характеристика социальной активности ученика: нравится ли ученику заниматься общественной деятельностью, какие общественные поручения выполняет: постоянные, эпизодические или уклоняется от общественной работы.

v Какие виды трудовой деятельности предпочитает. Что привлекает в труде: процесс деятельности, результат или овладение трудовыми навыками. Какие виды деятельности (совместная или индивидуальная) предпочитает.

v Как проводит свободное время: читает (что), ходит в театр, на концерты, дискотеки, смотрит телевизор, играет в компьютерные игры, занимается спортом, изучает иностранные языки, гуляет с друзьями по улицам и др.

v Жизненная позиция учащегося (активная, пассивно-созерцательная, потребительски-иждивенческая и т. д.). В чем она конкретно проявляется.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Д.И. Менделеев об актуальных проблемах образования
Д.И. Менделеев дорог нам не только как признанный всем миром гениальный ученый, но и как крупнейший общественный деятель в области просвещения, высказавший много оригинальных мыслей об организации народного просвещения и высшего образования, и талантливый педагог. В XIII томе его сочинений опублико ...

Наблюдения за насекомыми
Фенологическое изучение насекомых проводится параллельно с наблюдениями за растениями, которыми они питаются. Если, например, ведутся наблюдения за яблоневой плодожоркой, то одновременно следят и за сезонным развитием яблони. Некоторые периодические явления, представляющие прямой практический интер ...

Особенности усвоения таблицы умножения в начальной школе
Рассмотрим принцип изучения таблицы умножения в системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова По мнению В.В. Давыдова, умножение является центральной темой программы 3 класса. Умножение в курсе 3 класса рассматривается как особое действие, связанное с переходом к новым меркам в процессе измерения величин. П ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru