Основные компоненты логики подготовительного этапа

Новое о образовании » Подготовительный этап педагогического исследования » Основные компоненты логики подготовительного этапа

Страница 1

Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. «Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления», – цитирует В.М. Полонского В.А. Сластенин в книге «Педагогика» . Сударь сауна липецк.

Педагогические исследования по их направленности можно разделить на фундаментальные, прикладные и разработки. Фундаментальные исследования своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе. Прикладные исследования – это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики. Разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.

Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.

В.И. Загвязинский, Р. Атаханов выделяют три этапа конструирования логики исследования: постановочный (подготовительный), собственно-исследовательский, оформительско-внедренческий,

Общую схему научного исследования можно представить следующим образом:

1) Подготовительный этап служит для определения основных позиций по заданной теме, для которого используются различные варианты. Подготовительный этап является необходимым компонентом для органичного и логичного построения работы:

· Осознание практических затруднений, предварительное изучение литературы

· Обоснование темы и проблемы

· Определение объекта и предмета

· Формирование целей и задач

· Установление исходных фактов и теоретических положений

· Определение потребного результата

· Прогнозирование будущего

· Выдвижение ведущей идеи, замысла и гипотезы

· Разработка программы исследовательских действий по проверке гипотезы

· Разработка инструментария (анкеты, тесты и др.)

· Разработка (выбор) носителей нововведения (программ, пособий т.д.)

· Определение критериев успешности и факторов риска.

2) Собственно исследовательский этап:

· выбор методов исследования;

· описание процесса исследования (проверка гипотезы – конструирование предварительных выводов – анализ предварительных выводов, их уточнение, апробирование, обобщение – построение заключительного вывода).

3) Оформительско-внедренческий этап:

· апробация (обсуждение выводов, представление их научному сообществу);

· оформление работы;

· внедрение результатов в практику.

В логике педагогического исследования понимают последовательность и взаимосвязь составных элементов исследовательской работы. Так, научно-исследовательскую работу, по мнению З.Н. Курлянд, всегда начинают с выбора объектного пространства исследования. Выбор объектного пространства определяется такими объективными факторами, как актуальность, новизна и перспективность, а также субъективными факторами: образованием, жизненным опытом, наклонностями, интересами, способностями, складом ума исследователя, характером его профессиональной деятельности и т.д. Выбором объектного пространства является определение исследовательской проблемы и темы исследования. При этом тема содержать проблему.

Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий специального изучения и положительного решения, то есть это то, что не известно в науке. Проблема – это мостик между известным и неизвестным, («знание о незнании»), т.е. противоречивая ситуация, которая имеет вид противоположных позиций во время объяснения каких-либо явлений, объектов, процессов, что требует адекватной теории для ее конструктивного решения. В отличие от ответа на вопрос, решение проблемы не содержится в научном знании, что уже существует, и поэтому не может быть взят путем простого преобразования имеющейся научной информации.

Суть проблемы – противоречия. В современной педагогике раскрыто множество противоречий, но нет их единой классификации. В.Н. Рыжов в курсе лекций по основам учебно-исследовательской деятельности выделяет следующие группы противоречий:

· Между знанием и незнанием. Здесь часто имеет место не только отсутствие знаний у одной части учащихся, но и нежелание приобретать новые знания.

· Между реальными и необходимыми учебными возможностями учащихся. Например, с позиций развивающего обучения здесь следует иметь в виду множество различных показателей, которые могут быть объектом исследования. Это, во-первых, характеристики общеучебных и специальных умений: скорость чтения, быстрота письма, темп вычислений и др. Во-вторых, показатели воспитанности: доброта, отзывчивость, обязательность, авторитетность, сформированность нравственного идеала и др. В-третьих, показатели развития психики: объём памяти, устойчивость внимания, нешаблонность мышления, умение обобщать и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Актуально о образовании:

Графы. Применение графов к решению задач
Графы - это рисунки, которые состоят из точек и линий, соединяющих эти точки. Каждая пара точек в графе может быть соединена линиями. Линия указывает на связь между двумя точками. Точки называются вершинами графа, а линии - рёбрами. С какими графами вы встречаетесь повседневной в жизни? (схемы авиа ...

Постановка проблемы
Проблемой изучения мелкой моторики рук детей с нарушением интеллекта занимались Н. П. Вайзман, Т. Н. Головина, Е. А. Екжанова, Э. В. Сеген, И. П. Павлов, Г. Е. Сухарева и другие. Некоторые из них (М. М. Кольцова, Н. И. Озерецкий) отмечают, что нарушения интеллекта у ребенка сочетается с аномальным ...

Условия эффективной организации художественно-творческой деятельности
Определение условий эффективной организации художественно-творческой деятельности детей относится к числу проблем, постоянно вызывающих интерес исследователей и поэтому довольно часто рассматривается в специальной литературе. Само понятие «условия» определяется как «обстоятельство, от которого что- ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru