Внеклассная работа по изучению функциональных стилей

Новое о образовании » Особенности изучения стилистики в 8 классе » Внеклассная работа по изучению функциональных стилей

Страница 1

Виды внеклассной работы по русскому языку необычно многообразны. Это различные лингвистические кружки общества любителей словесности утренники вечера, Экскурсии, лингвистические КВН, олимпиады, тематические конференции, конкурсы, обсуждения популярных книг о русском языке, выпуск тематических стенгазет, бюллетеней, устные и рукописные лингвистические журналы и многое другое.

В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят. Учащиеся говорят устные сообщения, проводят беседы, выступают с докладами, упражняются в выразительном чтении стихов, отрывков из художественной литературы.

Одни виды внеклассной работы постоянно действующие, (работающие в течение всего года), другие эпизодические. Они не исключают друг друга, наоборот, широкое развертывание различных видов внеклассных мероприятий предполагает их гармоническое сочетание.

По форме внеклассные занятия по русскому языку могут быть групповыми, массовыми и индивидуальными.

К постоянно действующим формам работы относятся групповые внеклассные мероприятия - различные лингвистические кружки и общества (клубы).

К эпизодическим мероприятиям относятся массовые сборы (утренники, вечера, олимпиады, конкурсы, экскурсии).

Кружок - это основной и наиболее распространённый вид групповой внеклассной работы. Организуется кружок из учащихся одного или параллельных классов; постоянный состав обычно не превышает двадцати человек.

Самым распространённым для учащихся 8-х классов является кружок с распространённым названием «Кружок русского языка». Но в последнее время в зависимости от избранной тематики (основных языковых вопросов, отобранных для занятий) кружкам стали давать более конкретные названия. «Кружок занимательной грамматики», «Кружок культуры речи», «Кружок юных корреспондентов» - это лишь малая часть из названий, которые отражают соответствующую тематику.

В нашем случае – это «Кружок стилистики»

Программа по русскому языку предусматривает практическое знакомство учащихся 5-8-х классов с элементами стилистики. Восьмиклассникам она предписывает специальный раздел «Культура речи и стилистика».

Сразу может возникнуть вопрос: не лучше ли объединить кружок культуры и кружок стилистики? Всё можно. Но делать это не стоит.

Стилистика - успешно развивающаяся наука.

«Теория языковых стилей, - пишет Д.Э. Розенталь, - не является предметом практической стилистики, но для последней существенно важно распознавание стилистического «паспорта» лексических и грамматических средств общенародного языка. Выбор стилистически окрашенных слов, фразеологических оборотов, отдельных форм и конструкций должен проводиться с учётом их более или менее прочной закреплённости за функциональными стилями». Нормативный характер практической стилистики сближает ее с тем широким разделом филологической науки, который носит название культура речи.

Следовательно, объединение двух кружков в один возможно, но нецелесообразно, так как при проведении занятий не будет той чёткости с специфики, которая может быть при раздельном рассмотрении в каждом из этих кружков даже одних и тех же вопросов.

Учитель может сделать предметом изучения в кружке:

- Стилистику художественной литературы, тогда будет изучаться главным образом язык художественных произведений.

- Практическую стилистику. В этом случае главным образом будет изучаться нормированное употребление языковых средств.

- Функциональную стилистику - основы функциональных стилей.

Ребята с удовольствием занимаются вопросами точности словоупотребления, экспрессивной стилистической окраски слов, синонимами.

Занятия стилистикой в кружке могут идти параллельно с изучением программного материала в 8-м классе.

Всю работу в кружке можно подчинить изучению функциональных стилей. В каждом кружке всегда найдутся дети, обладающие языковым чутьём, способные увидеть и почувствовать соответствие и несоответствие языковых средств стилю конкретного высказывания. Развивать языковое чутьё учащихся, в частности умение выбирать языковые средства в зависимости от стиля, и есть основная цель кружка стилистики.

Основной тип заданий для внеклассной работы по стилистике - это стилистический анализ текста, направленный на осознание языковых задач, стилистических особенностей текста и способов их выражения.

Однако, надо не забывать о возрастных особенностях детей не только при отборе объёма теоретических сведений и дидактического материала, но и при формулировании заданий для стилистического анализа текста.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Из истории возникновения и развития тестов когнитивных способностей
Дж. Кэттелл предложил термин «умственный тест» в 1890 г., но еще до этого Ф. Гальтон разработал набор простейших умственных тестов. Тесты Кэттелла, предназначавшиеся для студентов американских колледжей, измеряли скорость психических реакции, сенсорное различение и словесные ассоциации. Эти тесты, ...

Понятие и структура детской инвалидности
Число детей с отклонениями в развитии, поведении, с трудностями в обучении, общении, детей с различными патологическими состояниями (неврозы, психопатии, органические поражения центральной нервной системы и т. д.) неуклонно возрастает, и к этому есть ряд причин. Нарушения различны по этиологии, пат ...

Культурная революция в народном образовании
После революции, в 1918 году Кукарке был присвоен статус города (48), город стал называться по решению народного собрания Советском (Приложение 2). За годы советской власти на вятской земле совершена подлинная культурная революция и, прежде всего в области народного образования. В Советском уезде в ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru