Художественное развитие личности в системе культуры: филогенетический и онтогенетический аспекты

Новое о образовании » Художественное развитие личности в системе культуры: филогенетический и онтогенетический аспекты

Человек является одной из сложнейших систем мироздания. Сложность его детерминирована сопряжением биологического, социального и культурного начал, которые вне человека в «чистом» виде чаще противопоставляются, нежели взаимодействуют. Человеку дана лишь возможность стать человеком, подлинную человеческую сущность каждый индивид обретает в процессе целенаправленной деятельности окружающих (и его самого), способствующей его социализации и культурации.

Очеловечивание человека есть педагогическая деятельность в широком смысле слова. Отсутствие у человека, в отличие от животных, генетически наследуемой программы поведения обусловило необходимость появления на начальной стадии культурогенеза социального института «Учитель. Функция системы «Учитель» заключалась не только в «хранении» культурного наследия, но и в его передаче каждому новому поколению.

Человек и творит культуру, и творим ею. Творит в процессе деятельности, видовое строение которой детерминирует развитие соответствующих культурных потребностей, способностей, умений, необходимых и достаточных механизмов осуществления деятельности. Создаваемые человеком предметы культуры, обретая «собственное бытие», становятся объективированными субъектами, несущими человеческий смысл и человеческое содержание. В процессе культурации человечество «изобрело» соответствующие «технологии», способствующие формированию и развитию культурных потребностей, культурных способностей, культурных умений индивида: воспитание, научение, образование.

Воспитание является древнейшим культурным механизмом посредством которого происходит приобщение человека к Роду человеческому. Используется в более расширительном толковании - «выращивать» и указывающее на связь с процессами рождения, питания, роста, имеет, на наш взгляд, глубокий смысл и выявляет сущность современного значения понятия «воспитание». Именно воспитание, как «питание» индивида духовной «пищей», обусловливает рождение и взращивание подлинно человеческого в человеке.

Так, воспитание - это формирование системы ценностей человека, с ее специфическим содержанием и иерархической структурой. И в этом его принципиальное отличие и «от образования как процесса передачи знаний, и от научения как способа передачи умений».

Основная функция воспитания, как культурной «технологии», - формирование у индивида ценностного отношения, развитие ценностного сознания, обретение им ценностной ориентации посредством выстраивания ценностной иерархии. Отсюда один и тот же предмет («носитель ценности») может иметь (и имеет) разную ценность для разных людей. Вырабатывая ценностные ориентиры, человек обретает личностные смыслы своей деятельности.

Художественные ценности вырабатываются в результате общения индивида с искусством, а нравственные - в общении со значимыми другими и собственных нравственных поисков; эстетические ценности не могут быть выработаны в антиэстетической среде, а социально-политические - вне участия в общественной жизни и т. д., и т. п.

Человек проявляет свои субъектные качества, если он активен, если его активность носит сознательный характер, если он, выбирая цель и средства своей деятельности свободен в этом выборе. Только наличие свободного выбора позволяет оценивать действия человека с нравственных позиций, а отсутствие такового лишает его (человека) субъектности и возможности нравственного развития. Свобода выбора не позволяет поведению человека быть полностью предсказуемым.

Это положение должно быть основной методологической установкой деятельности учителя в школе. Лишая своих подопечных возможности свободно выбирать цель и средства деятельности, учитель низводит ребенка с позиции субъекта на позицию объекта, которым можно управлять и манипулировать, но нельзя воспитывать, ибо объект не способен вырабатывать ценностные ориентации. Это не означает, что в реальной школьной жизни ребенок всегда должен оставаться на позиции субъекта, это лишь означает то, что, во-первых, приобщаться к ценностям человечества может только субъект, и, во вторых, - в школе должны диалектически взаимодействовать ситуации, в которых ребенок и субъект своего действия, и объект воздействия взрослого.

Духовное общение - идеальная модель воспитательного процесса. Оно предполагает принципиальное равенство общающихся, которые являются собеседниками, соучастниками общего дела. В общении человек активен, ибо затрагиваются все «этажи» его психики: интеллектуальная и эмоциональная сферы действуют слаженно и взаимодополнительно. Кроме того, в общении необходима работа такого творческого механизма психики, как интуиция, общение невозможно без проявления эмпатии и симпатии. Подлинный смысл общения - необходимое условие формирования и сохранения человека. Поэтому в общении происходит увеличение, обогащение, расширение исходной информации.

Школа является одним из важнейших социальных институтов приобщения ребенка к миру ценностей культуры. И, несомненно, что в школе должны быть представлены все типы общения, выработанные в ходе кулътурогенеза: материально-практический, духовно-информационный, практически-духовный. Выстраивание иерархии потребностей - одна из задач воспитания. Но, как известно, потребности формируются и развиваются в процессе деятельности. Материально-практическое общение развивает социальные потребности, ибо в процессе его осознается необходимость взаимодействия с другим человеком, возникает специальная установка к готовности согласования своего поведения с поведением партнера, проявляющаяся в стремлении к сотрудничеству, содружеству, соратничеству и развивается способность взаимопонимания. К сожалению, в современной школе общение, как вид деятельности ученика, оказалось на периферии школьной жизни.

Воспитание, как культурная технология, возникает в глубокой древности. В первобытном обществе оно не выделяется в отдельную форму педагогического воздействия и осуществляется преимущественно в процессе включения детей в конкретные виды деятельности. Община являлась совокупным воспитателем, все дети воспитывались одинаково, различие определялось лишь их полом: мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности, а девочек - к женским.

В онтогенезе воспитание, с одной стороны, изоморфно филогенезу, с другой - детерминировано самим ходом онтогенетического развития. Общая закономерность заключается в том, что на ранних этапах онтогенеза воспитатель преимущественно опирается на внешние воздействия, силу авторитета. При этом ребенок с готовностью принимает нормы, обладающие ценностью для него как образцы взрослого поведения, потому, что они исходят от значимых других. Так, на ранней стадии онтогенеза формируется потребность ребенка в общении, и развиваются такие психологические механизмы как симпатия, эмпатия, сопереживание; зарождается способность любить. Начало школьной жизни связано с формированием потребности трудиться и, соответственно, с осознанием ценности знаний, добытых собственным трудом. В период полового созревания вырабатывается ценностное самоосознание подростка, определения им смысла своего существования. В этом периоде развития потребность в самовоспитании, проективно обозначенная в детстве, становится способностью к саморефлексии, самоформированию, самостроительству личности.

Окончание школы или вуза знаменует наступление нового этапа онтогенеза, в котором внутренние силы личности определяют направленность ее развития. Внешние силы могут лишь корректировать «траекторию» жизненного пути, но не определять ее.

Как и воспитание, научение - древнейшая культурная технология. Процесс научения всегда индивидуален, «он требует всемерного учета личностных свойств, установок, структуры способностей, характера сознания, свободной активности воли обучающегося». Научение всегда происходит в общении и порою настолько тесно связано с воспитанием, что по существу становиться единым нерасчлененным процессом.

В процессе научения необходимо соблюдение «золотого правила воспитания»: ребенку надо сначала дать возможность сориентироваться, осознать, понять, а затем он сам начинает действовать. Таким образом, научение требует создания условий, при которых сам ребенок активно заинтересован обучаться у взрослого, т. е., проявлять себя субъектом деятельности.

Самой «молодой» культурной технологией является образование. Понятие «образование» имеет широкий спектр обозначений. Цели и задачи образования, детерминированные потребностью культуры в том или ином типе личности, определяют педагогическую интерпретацию данного понятия. В современном философском словаре образование определяется как «процесс и результат усвоения человеком навыков, умений и теоретических знаний». В 80-е годы (в период бурного процесса перестройки школы) в организационно-деятельностных играх на образовательные темы были рождены новые определения понятия:

- «Образование - это обучение, создающее целостный образ мира и себя как части мира».

- «Образование - это обучение способностям понимать, развивать себя».

Обратим внимание, что в этих определениях «образование» и «обучение» являются синонимами, что подчеркивает основную функцию образования как культурной технологии передачи знаний подрастающим поколениям.

Понятие «образование» в отличие от понятия «воспитание» долгое время не применялось в педагогике, Первым, сделавшим слово «образование» устойчивым педагогическим термином, был Песталоцци.

Существенные особенности наук, изучающих каждую грань человеческого бытия - естественных, общественных и культурологических, - постигающих человека в его целостности - гуманитарных, - отвечающих потребности человечества в познании закономерностей, общих для всех форм бытия - философия, математика - обусловили в каждой группе наук и специфику познавательных процессов.

Научные знания, будучи по природе своей объективно-истинными, обращены к безличному адресату и предлагаются для усвоения императивно, в отличие, например, от восприятия художественных произведений. Одним (но не единственным) из определяющих условий усвоения научных знаний является степень подготовленности ученика к восприятию данного научного текста. Передача научных знаний может осуществляться и без участия учителя, с помощью технических средств обучения. В психике усваивающего научную информацию активно работает механизм абстрактно-логического мышления.

Между тем, как было сказано ранее, процесс усвоения знаний разных групп наук имеет свои особенности. Гуманитарные знания, обращенные к познанию-пониманию человеческой индивидуальности как целостного единства в человеке общего, особенного и единичного, требуют и особого метода их. Предмет гуманитарных наук, в отличие от предмета естественных наук, не поддается объяснению, а только пониманию. Гуманитарные тексты требуют не только их изучения, но и интерпретации.

Как известно, в современной системе школьного образования преобладают предметы естественно-математического цикла. При этом остается за «скобками» учебного процесса личность учащегося, не исследуется проблема развития его познавательных потребностей.

Урок - основная единица учебного процесса - имеет структуру монолога. В современном уроке нет синтеза, ибо вопросы, задаваемые учителем, как правило, имеют единственно верный ответ, и цель урока - не поиск истины (истину знает учитель), а узнавание и запоминание правильных ответов. Своеобразно оценивается и мастерство учителя, сводимое лишь к искусному владению репродуктивной дидактикой.

Между тем, известно, что воспринимая что-либо, человек не копирует, не калькирует воспринимаемое, а интерпретирует его. Естественно, что «зона» интерпретации может быть различной. Таким образом, усвоение учащимися знаний преимущественно вне общения деформирует процесс познавательной деятельности. Исследователи отмечают, что в современной школе развитие интеллектуальных умений и навыков только у 50% учащихся старших классов достигает уровня, гарантирующего им высоко успешную интеллектуальную и учебную деятельность.

Восприятие информации будет полно и точно интерпретировано лишь тогда, когда эта информация приобретает личностный смысл, личностную значимость для воспринимающего. Таким образом, и образование как процесс приобретения учащимися знаний должно осуществляться в школе преимущественно в структуре диалога.

«Путь» к «понимающему знанию», к искусству интерпретации, к диалогу, как всеобщему смыслу школьной жизни, лежит формирование и развитие навыка интерпретации; восприятие произведений искусства невозможно без вчувствования, эмпатии, общения. И, наконец, именно художественная деятельность ребенка способствует раскрытию и расцвету всех его дарований, в том числе и математических способностей.

Таким образом, доминирование предметов естественно-математического цикла в учебном плане современных школ приводит к деформации познавательной деятельности учащихся. К тому же, главная проблема современной школы - многопредметностъ и обширность изучаемого теоретического материала - вовсе не решает проблемы информированности учащихся, которая по отдельным видам научных находится на низком уровне.

Педагогический процесс, превратившийся в процесс трансляции имеющейся информации, теряет свой истинный смысл приобщения человека к миру культуры. Школа становится производством, работающим на достижение чисто количественных показателей. Возвращение истинного смысла педагогической деятельности должно изменить качество образования в культуре грядущего столетия. Тем самым образование, как культурная «технология» обретет истинную функцию очеловечивания человека.


Актуально о образовании:

Этапы разработки УМК
Разработка комплексного учебно-методического обеспечения состоит из нескольких этапов. Заведующий учебно-методическим центром Уссурийского техникума Саломай Е.А. предложила следующие этапы создания УМК дисциплины. Состоит из 5 этапов. I. Работа с нормативной и учебно-методической документацией. На ...

Анализ передового педагогического опыта по исследуемой теме
Главная задача педагогической науки – разработка теоретических, методологических основ инновационных процессов, рациональных связей теории и практики, взаимопроникновения исследовательской и практической деятельности. Наука всегда будет изучать закономерности, разрабатывать все новые, более соверше ...

Наблюдения за млекопитающими
Большей частью они бывают случайными. Гораздо чаще отмечаются следы деятельности млекопитающих. Установить время начала того или иного сезонного явления в жизни животных можно лишь при условии частого посещения участка, где они в этот период находятся. Начало гона отмечают, когда на снегу появляютс ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru