Подсистема художественного воспитания и образования в системе общего образования на современном этапе развития куль туры

Новое о образовании » Художественное развитие личности в системе культуры: филогенетический и онтогенетический аспекты » Подсистема художественного воспитания и образования в системе общего образования на современном этапе развития куль туры

Страница 1

По убеждению ученого у искусства особая миссия. Определяя одну из задач сознания как задачу на смысл, он считает, что: "Искусство и есть та единственная деятельность, которая отвечает задаче открытия, выражения и коммуникации личностного смысла действительности, реальности".

Известно, что в отдельных педагогических системах огромная роль отводилась художественной деятельности ребенка. В вальдорфской педагогике в дошкольном периоде искусство является главным средством развития фантазии - "того качества, которое позволяет человеку выйти за рамки наличного и творить будущее". А в школьном периоде искусство " вплетено" в преподавание всех дисциплин. Выдающийся украинский педагог В.А. Сухомлинский во всех своих работах целые главы и разделы посвящал художественному воспитанию ребенка, подростка, юноши, девушки. "Я тысячу раз убеждался: без поэтической, эмоционально-эстетической струи невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Сама природа детской мысли требует поэтического творчества . Я не представляю обучения в школе не только без слушания, но и без создания сказки . Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка . Музыкальный образ по-новому раскрывает перед людьми особенности предметов и явлений действительности. В минуты наслаждения музыкой ребенок чувствует, что он настоящий человек . Я твердо убежден, что, когда в юношескую душу невнятно стучат первые ветры неосмысленных желаний и порывов, очень важно раскрыть всю глубину красоты женщины как высшего воплощения общечеловеческой красоты . Никакие моральные поучения не могут утвердить в юных сердцах эти благородные, высокие чувства, если рядом не стоит искусство".

Вытеснение искусства в XX столетии в сферу частных интересов косвенным образом отразилось и в развитии основных направлений педагогической и психологической наук. Не случаен факт отсутствия в психологии фундаментальных исследований, посвященных проблемам художественного восприятия, а в ряду "психических явлений оказываются "забытыми", т. е. пренебрегаемыми как несущественные для понимания строения и работы человеческого мозга" не только фантазия, любовь, вера, вкус и эстетический, и художественный, что отмечает М.С. Каган в своем исследовании "Философия культуры", но и художественно-образное мышление, и художественные эмоции.

Радикальное изменение культурной ситуации, наиболее четко ощущаемое с середины XX столетия, вызвано движением к новому историческому типу культуры - антропоцентристскому. Человек - субстанция целого и его смысл. Потребность культуры антропоцентрического типа в целостном человеке диктует необходимость культивирования тех форм его деятельности, которые способствуют формированию и развитию целостности.

В XX веке неизмеримо выросла роль школы как социального института, основная цель которого - формирование личности, отвечающей запросам и требованиям соответствующего типа культуры. Изменение вектора культуры во второй половине XX столетия, потребность культуры в новом типе личности обусловило особую остроту старой проблемы: какова функция искусства в формировании личности и каким должно быть общее художественное воспитание и образование в школе.

На протяжении многих десятилетий в отечественной педагогике постулировалась идея о всестороннем и гармоничном развитии личности как основополагающей цели деятельности учителя. Но формула "всестороннее развитие личности" не отвечает онтологической сущности человека - целостности. Всесторонность же - механистична, в ней нельзя выделить системообразующий фактор развития. Потому, педагогической целью должно быть не воспитание "всесторонней и гармоничной личности", а создание условий, способствующих формированию, и развитию целостной личности.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Определение детской художественно-познавательной деятельности
Традиции изучения художественно-творческого развития детей и подростков, сложившиеся в 20-е годы XX века на основе научно-практической деятельности ученых-педагогов Г.В. Лабунской, Е.А. Флериной, В.Н. Щацкой, были продолжены наиболее влиятельным представителем этой школы, профессором Б.П. Юсовым. У ...

Методические особенности преподавания истории психологии
История психологии — отрасль психологической науки, изучаемая на психологических факультетах университетов и академий. Но это не прикладная наука, а теоретическая, объясняющая современное состояние психологии на основе ее ретроспективного анализа. История психологии реконструирует процесс развития ...

Особенности усвоения таблицы умножения в начальной школе
Рассмотрим принцип изучения таблицы умножения в системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова По мнению В.В. Давыдова, умножение является центральной темой программы 3 класса. Умножение в курсе 3 класса рассматривается как особое действие, связанное с переходом к новым меркам в процессе измерения величин. П ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru