Подсистема художественного воспитания и образования в системе общего образования на современном этапе развития куль туры

Новое о образовании » Художественное развитие личности в системе культуры: филогенетический и онтогенетический аспекты » Подсистема художественного воспитания и образования в системе общего образования на современном этапе развития куль туры

Страница 1

По убеждению ученого у искусства особая миссия. Определяя одну из задач сознания как задачу на смысл, он считает, что: "Искусство и есть та единственная деятельность, которая отвечает задаче открытия, выражения и коммуникации личностного смысла действительности, реальности".

Известно, что в отдельных педагогических системах огромная роль отводилась художественной деятельности ребенка. В вальдорфской педагогике в дошкольном периоде искусство является главным средством развития фантазии - "того качества, которое позволяет человеку выйти за рамки наличного и творить будущее". А в школьном периоде искусство " вплетено" в преподавание всех дисциплин. Выдающийся украинский педагог В.А. Сухомлинский во всех своих работах целые главы и разделы посвящал художественному воспитанию ребенка, подростка, юноши, девушки. "Я тысячу раз убеждался: без поэтической, эмоционально-эстетической струи невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Сама природа детской мысли требует поэтического творчества . Я не представляю обучения в школе не только без слушания, но и без создания сказки . Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка . Музыкальный образ по-новому раскрывает перед людьми особенности предметов и явлений действительности. В минуты наслаждения музыкой ребенок чувствует, что он настоящий человек . Я твердо убежден, что, когда в юношескую душу невнятно стучат первые ветры неосмысленных желаний и порывов, очень важно раскрыть всю глубину красоты женщины как высшего воплощения общечеловеческой красоты . Никакие моральные поучения не могут утвердить в юных сердцах эти благородные, высокие чувства, если рядом не стоит искусство".

Вытеснение искусства в XX столетии в сферу частных интересов косвенным образом отразилось и в развитии основных направлений педагогической и психологической наук. Не случаен факт отсутствия в психологии фундаментальных исследований, посвященных проблемам художественного восприятия, а в ряду "психических явлений оказываются "забытыми", т. е. пренебрегаемыми как несущественные для понимания строения и работы человеческого мозга" не только фантазия, любовь, вера, вкус и эстетический, и художественный, что отмечает М.С. Каган в своем исследовании "Философия культуры", но и художественно-образное мышление, и художественные эмоции.

Радикальное изменение культурной ситуации, наиболее четко ощущаемое с середины XX столетия, вызвано движением к новому историческому типу культуры - антропоцентристскому. Человек - субстанция целого и его смысл. Потребность культуры антропоцентрического типа в целостном человеке диктует необходимость культивирования тех форм его деятельности, которые способствуют формированию и развитию целостности.

В XX веке неизмеримо выросла роль школы как социального института, основная цель которого - формирование личности, отвечающей запросам и требованиям соответствующего типа культуры. Изменение вектора культуры во второй половине XX столетия, потребность культуры в новом типе личности обусловило особую остроту старой проблемы: какова функция искусства в формировании личности и каким должно быть общее художественное воспитание и образование в школе.

На протяжении многих десятилетий в отечественной педагогике постулировалась идея о всестороннем и гармоничном развитии личности как основополагающей цели деятельности учителя. Но формула "всестороннее развитие личности" не отвечает онтологической сущности человека - целостности. Всесторонность же - механистична, в ней нельзя выделить системообразующий фактор развития. Потому, педагогической целью должно быть не воспитание "всесторонней и гармоничной личности", а создание условий, способствующих формированию, и развитию целостной личности.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Этапы развития речи ребенка в норме
Анализ психологической литературы позволил сделать выводы о том, что процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от рождения до поступления в школу) проходит три основных этапа. На первом этапе ребенок еще не поним ...

Подходы к музыкальному развитию детей в зарубежной литературе
Взаимосвязь музыкального воспитания и развития предполагает соотношение объективного, социального, общественной музыкальной среды с субъективным переживанием ребенка, приобщенного к музыке. Важность изучения этой конкретной области подчеркивается тем, что именно музыкальные дарования проявляются ра ...

Идеи личностно-ориентированного образования в работах отечественных и зарубежных исследователей
Следует отметить, что личностно ориентированная педагогика есть интеграция теоретического и практического опыта совокупных наук о человеке. Именно личность была объектом изучения многих исследователей: философов, психологов, социологов, врачей, искусствоведов, педагогов и т.д., которые оставили мас ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru