Подсистема художественного воспитания и образования в системе общего образования на современном этапе развития куль туры

Новое о образовании » Художественное развитие личности в системе культуры: филогенетический и онтогенетический аспекты » Подсистема художественного воспитания и образования в системе общего образования на современном этапе развития куль туры

Страница 1

По убеждению ученого у искусства особая миссия. Определяя одну из задач сознания как задачу на смысл, он считает, что: "Искусство и есть та единственная деятельность, которая отвечает задаче открытия, выражения и коммуникации личностного смысла действительности, реальности".

Известно, что в отдельных педагогических системах огромная роль отводилась художественной деятельности ребенка. В вальдорфской педагогике в дошкольном периоде искусство является главным средством развития фантазии - "того качества, которое позволяет человеку выйти за рамки наличного и творить будущее". А в школьном периоде искусство " вплетено" в преподавание всех дисциплин. Выдающийся украинский педагог В.А. Сухомлинский во всех своих работах целые главы и разделы посвящал художественному воспитанию ребенка, подростка, юноши, девушки. "Я тысячу раз убеждался: без поэтической, эмоционально-эстетической струи невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Сама природа детской мысли требует поэтического творчества . Я не представляю обучения в школе не только без слушания, но и без создания сказки . Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка . Музыкальный образ по-новому раскрывает перед людьми особенности предметов и явлений действительности. В минуты наслаждения музыкой ребенок чувствует, что он настоящий человек . Я твердо убежден, что, когда в юношескую душу невнятно стучат первые ветры неосмысленных желаний и порывов, очень важно раскрыть всю глубину красоты женщины как высшего воплощения общечеловеческой красоты . Никакие моральные поучения не могут утвердить в юных сердцах эти благородные, высокие чувства, если рядом не стоит искусство".

Вытеснение искусства в XX столетии в сферу частных интересов косвенным образом отразилось и в развитии основных направлений педагогической и психологической наук. Не случаен факт отсутствия в психологии фундаментальных исследований, посвященных проблемам художественного восприятия, а в ряду "психических явлений оказываются "забытыми", т. е. пренебрегаемыми как несущественные для понимания строения и работы человеческого мозга" не только фантазия, любовь, вера, вкус и эстетический, и художественный, что отмечает М.С. Каган в своем исследовании "Философия культуры", но и художественно-образное мышление, и художественные эмоции.

Радикальное изменение культурной ситуации, наиболее четко ощущаемое с середины XX столетия, вызвано движением к новому историческому типу культуры - антропоцентристскому. Человек - субстанция целого и его смысл. Потребность культуры антропоцентрического типа в целостном человеке диктует необходимость культивирования тех форм его деятельности, которые способствуют формированию и развитию целостности.

В XX веке неизмеримо выросла роль школы как социального института, основная цель которого - формирование личности, отвечающей запросам и требованиям соответствующего типа культуры. Изменение вектора культуры во второй половине XX столетия, потребность культуры в новом типе личности обусловило особую остроту старой проблемы: какова функция искусства в формировании личности и каким должно быть общее художественное воспитание и образование в школе.

На протяжении многих десятилетий в отечественной педагогике постулировалась идея о всестороннем и гармоничном развитии личности как основополагающей цели деятельности учителя. Но формула "всестороннее развитие личности" не отвечает онтологической сущности человека - целостности. Всесторонность же - механистична, в ней нельзя выделить системообразующий фактор развития. Потому, педагогической целью должно быть не воспитание "всесторонней и гармоничной личности", а создание условий, способствующих формированию, и развитию целостной личности.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Учебная деятельность как целостная система
Значение учебной деятельности как особого вида деятельности, направленного на освоение индивидом социального опыта, постоянно возрастает. Учебная деятельность в современных условиях должна выполняться человеком на протяжении всей его жизни. Д.Б. Эльконин называет учебную деятельность второй професс ...

Принцип реабилитации детей с задержкой речевого развития
Чрезвычайно важно осуществлять лечебно коррекционную работу в отношении детей с той или иной речевой патологией. Как правило, речевая патология сопровождается различными неврологическими нарушениями. Особенно часто речевая патология отмечается при детских параличах. Следует помнить, что вся психоло ...

Задачи на совместную работу
При решении этих задач нужно выяснить с учащимися, что возможны два случая: объем выполненной работы известен; объем выполненной работы неизвестен. Первые задачи удобно решать, используя таблицы. Пример. Два токаря вместе изготовили 350 деталей. Первый токарь делал в день 40 деталей и работал 5 дне ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru