Место художественной деятельности в структуре видов деятельности на каждом этапе онтогенеза

Новое о образовании » Художественное развитие личности в системе культуры: филогенетический и онтогенетический аспекты » Место художественной деятельности в структуре видов деятельности на каждом этапе онтогенеза

Страница 1

Человеческое детство-явление культуры и оно детерминировано типом культуры своего времени. Потому-то детство в эпоху первобытности, Возрождения, наши дни - суть разные детства, отличающиеся и по своей продолжительности и по этапам развития. Можно высказать предположение, что и психологические теории личности детерминированы типом культуры, ибо психология смотрит на личность с позиций требований своей культуры и, прежде всего, исследует развитие тех линий многоликой личности, которые необходимы в человеке данной культуры для ее (культуры) развития. В различных психологических теориях личности первый этап онтогенеза выделяется исследователями как период, в котором основополагающее значение для развития ребенка имеет общение. Известно, что дитя человека, в отличие от детеныша животного, не созревает спонтанно, и деятельность - главное и необходимое условие его формирования. Общение - экологически валидный фактор развития. Но, если у животных оно необходимо для нормального развития поведения детенышей, то у человека - сложной системы, сочетающей в себе взаимообуславливающее единство биологического, социального и культурного начал, - общение имеет глубокую культурогенную функцию сотворения из «кандидата в человеки» человека.

Имеет глубокий смысл тот факт, что первым, доступным ребенку видом деятельности, в котором он может проявить себя как человек по отношению к другому человеку, является деятельность, представленная в чисто духовной форме. Привязанность ребенка к взрослому, складывающаяся в первом полугодии жизни, является фундаментом для появления позднее сопереживания. И, наконец, именно в процессе общения формируется основа человеческого мироощущения, мировосприятия, мироосмысления - диалогичность. Постепенно, в процессе расширения круга общения (другие люди, художественные образы, образы внешнего мира) изменяется величина «Я», его емкость. «Я» становится и «Ты», и «Мы». Человек, находясь в позиции общения, относится ко всему окружающему как к участнику диалога.

Итак, голос, способный производить звуки, и слух, способный их воспринимать, позволяют беспомощному младенцу проявлять свою активность в общении со взрослыми.

Характеризуя формы общения матери и ребенка, исследователи выделяют три основные категории мотивов общения - познавательные, деловые и личностные, определяя при этом в первом полугодии жизни ребенка в качестве основных - личностные. Но среди средств общения психологи не рассматривают художественных действий взрослого, способствующих и пробуждению активности ребенка и установлению между им и матерью эмоционально-личностного контакта. На наш взгляд, в стадии младенчества именно музыка и только музыка как «искусство людского общения» обладает широким спектром воздействия на личность ребенка.

Периоды новорожденности и младенчества наиболее благоприятны для установления тесной духовной связи между матерью и младенцем: ребенок еще так мал, беспомощен и зависим, еще не исчезла его физиологическая связь с матерью. И звучание колыбельной в минуты общения создает особую эмоциональную атмосферу, рождает удивительную близость (родство душ), способствует возникновению у ребенка душевного отзвука: сочувствия, эмпатии, симпатии.

Музыка - искусство наиболее активное из всех искусств и даже «властное, агрессивное. Звук . заставляет слышать себя, даже если это неугодно слушателю». Звук непосредственно воздействует на чувство, заставляет само тело слушающего отзываться непроизвольными движениями. Таким образом, не освоив еще самые примитивные действия, не овладев речью ребенок способен проявлять активность при восприятии колыбельной.

В развитии речи младенца исследователи выделили три стадии; крик, лепет, членораздельная речь. Взаимосвязанное и взаимообусловленное формирование голоса, слуха и речи детерминировано музыкальной деятельностью взрослого и ребенка. Так, лепет - это, прежде всего пение, точнее, «рудимент пения и музыки». Основной функцией лепета является развитие голоса. Художественно-выразительные особенности жанра колыбельной песни способствуют этому процессу. Как правило, для мелодики колыбельной характерно преобладание нисходящих интонаций узкого диапазона (чаще всего в пределах малой терции); ритм соответствует речевому ритму, а из ладовых средств наиболее часто встречается пентатоника. Соединение музыки со словом в колыбельной позволяет последнему приобрести особую выразительность и значимость ибо "слова можно говорить, не интонируя их истинного смысла; музыка же всегда не слышима". Таким образом, музыкальная интонация колыбельной способствует выявлению истинного смысла слова.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Наблюдения за растениями
Растения считаются вступившими в ту или иную фазу развития, если признаки этой фазы будут обнаружены хотя бы на отдельных ветках. Отмечать начало каждой фазы следует, когда в нее вступит 10% растений того или иного вида (если наблюдается большая группа) или хотя бы 2-3 особи. Если наблюдения ведутс ...

Методика работы с иллюстративным материалом в процессе развития творческого потенциала учащихся на уроках по культурологическим дисциплинам
Методика развития творческих умений учеников с помощью иллюстративного материала и художественного творчества базируется на визуальном восприятии информации, а также умениях передавать её в помощью рисунка. Создание рисунков, иллюстраций к тексту, комиксов и диафильмов особенно подходят для уроков ...

Плотность вещества
Для знакомства с новой для вас физической величиной, плотностью вещества, отправимся в литейный цех завода с весами и линейкой. Выберем несколько разных по размерам чугунных и алюминиевых слитков прямоугольной формы. Используя весы, измерим массу каждого слитка, используя линейку и формулу V=lbh, и ...

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru