Периодизация с точки зрения ведущих видов деятельности

Страница 1

Осознание значимости детства в процессе становления личности приходит довольно поздно. Открытие личности в эпоху Возрождения лишь спустя два столетия приводит к поискам ее истоков, к постановке проблемы ее формирования и развития. Новая наука - детская психология появляется в конце XIX столетия, и проблема детства становится кардинальной в психологии. Так или иначе, к ней обращаются все выдающиеся психологи, основной целью которых становится нахождение закономерностей детского развития. Первые концепции детского развития возникли под большим влиянием теории Дарвина, в которой впервые была четко сформулирована идея о том, «что развитие, генезис подчиняется определенному закону». Что определяет детское развитие? Среда? Генетика? Активность субъекта? Время, когда осуществляется воздействие среды? Тип культуры? Разные концепции по-разному отвечают на эти вопросы, но ни в одной из них не прослеживается влияние искусства на процесс формирования личности, не ставится вопрос о месте художественной деятельности в периодах онтогенеза.

Детское развитие рассматривается психологами в разных системах отношений: «ребенок - предмет», «ребенок - взрослый», «ребенок - общество». Эволюция учений шла по линии все более глубокого осмысления роли общества в развитии ребенка. Особое место среди психологов, занимавшихся проблемой детского развития принадлежит Зигмунду Фрейду.

Его работы изменили облик психологии в XX столетии, оказали воздействие на другие науки о человеке - социологию, педагогику, антропологию, этнографию.

Детское развитие Фрейд рассматривает в системе «ребенок - взрослый». Он показывает, что для формирования и становления личности главное значение имеют не предметы, окружающие ребенка, а другой человек, прежде всего - мать. Взаимоотношения с матерью во многом определяют развитие человеческого характера. «Мужчина, который был неоспоримым любимцем своей матери, на всю жизнь получает победное чувство, уверенность в успехе, а это нередко ведет к реальным успехам», - писал Фрейд.

В модели личности, построенной австрийским психологом, все три ее компонента: «Оно», «Я», «Сверх-Я» взаимосвязаны и взаимообусловлены. Но в очеловечивании человека «Я» и «Сверх-Я» имеют основополагающее значение: «Я» олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью, «Сверх-Я» - носитель моральных норм, критик и цензор. Образование основных инстанций человеческой личности совершается под прямым влиянием Значимых Других: «Я», по мнению Фрейда, в большей степени матери, «Сверх-Я» - отца.

В теории Фрейда «Сверх-Я» соответствует всем требованиям, предъявляемым к высшему началу в человеке. В процессе взросления ребенка роль отца переходит к учителям, другим авторитетным людям, их заповеди и запреты сохраняют свою силу в «Я-идеале», осуществляя в качестве совести моральную цензуру, И социальные чувства индивида формируются на основе общего для всех «Я-идеала».

Фрейд утверждал, что область бессознательного не только низкие страсти, «…даже тонкая и трудная интеллектуальная работа, которая обычно требует напряженного размышления, может быть совершена совершенно бессознательно», и самокритика, и совесть «бесспорно высокоценные душевные проявления, оказываются бессознательными и, оставаясь таковыми, обусловливают важнейшие поступки».

Выявив коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, Фрейд обошел молчанием вопрос о значении искусства в формировании личности. При этом нельзя сказать, что ученый игнорировал искусство. Напротив, он оставил удивительно тонкие наблюдения о сути художественного творчества, о родстве профессиональной художественной деятельности и детских игр: « .каждый играющий ребенок ведет себя подобно поэту, созидая для себя собственный мир, или, точнее говоря, приводя предметы своего мира в новый, угодный ему порядок»; о закреплении этого родства в немецком языке, в котором и детская игра и «произведения писателя .способные быть представленными зрелищем, комедией, трагедией, - а лиц, которые их изображают, - актерами». Фрейд осознавал возможности искусства в раскрытии самых сокровенных тайн человеческой души, ее движений и порывов.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Химический элемент и простое вещество
Оборудование. Мультимедийный проектор. Домашнее задание к уроку. Представления об атомах и элементах у различных ученых (готовится в виде кратких сообщений, желательно с цитатами из работ авторов). На предыдущем уроке при объяснении домашнего задания было показано несколько слайдов. Ход урока «Расп ...

Описание содержания работы по совершенствованию методических приемов работы над синонимами на уроках русского языка в аспекте развития коммуникативных умений младших школьников
Работа над синонимами используется в начальной школе чаще всего в связи с изучением отдельных частей и проводится лишь тогда, когда включается в школьные учебники. Сама тема «имя прилагательное» является очень интересной и благодатной, особенно в плане развития речи учащихся. Целью формирующего экс ...

Современные технологии с точки зрения самостоятельной работы учащихся на уроках химии
Учителей всегда волновал вопрос: как в наше трудное время преодолеть у школьников нежелание учиться и вслед за этим снижение в обществе престижа знаний? Какие найти средства, формы и методы обучения, чтобы разбудить жажду знаний и стремление к саморазвитию? Как вооружить каждого учащегося не только ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru