Первый исторический тип организации жизни человечества - первобытное общество - характеризуется глобальным синкретизмом, проявляющимся во всех сферах бытия «доисторического» человека. Введение ребенка в мир культуры первобытности происходило в процессе воспитания-научения-образования, слитых в едином синкретическом комплексе. Но во взаимообусловленном единстве основных культурных «технологий» в первобытном обществе, несомненно, доминировали воспитание и научение.
Известно, что на этом историческом этапе художественное начало «было разлито по всему пространству культуры», и, поэтому естественна «вплетенность» художественной деятельности в повседневную жизнь ребенка. Необходимо отметить, что в первобытном обществе ребенок не готовился к жизни, а жил, и воспитание являлось неотъемлемой частью его жизни, а не рассматривалось как подготовка к будущему. Вхождение в мир культуры своего рода-племени во многом осуществлялось посредством художественных действий; воспитания, осуществляемого не в процессе повседневной жизнедеятельности, а в рамках специальных общественных институтов. Детство в первобытном обществе было коротким: в 9-11 лег детей начинали готовить к церемонии посвящения в полноправные члены общества. Отметим, что первобытная «педагогика» не была бесполой, и мальчики проходили свою обязательную специальную подготовку в созданных для этой цели «учебных» лагерях, а девочки – свою. Как в процессе онтогенеза имеющиеся психические механизмы не отменяются вновь возникающими психическими новообразованиями, а диалектически включаются в них, так и в культурогенезе найденные технологии культурации индивида не исчезают бесследно на последующих этапах развития. Формы художественного воспитания, зародившиеся в недрах первобытного общества, сохранялись и дополнялись, входя в арсенал народной педагогики, в которой осознание значимости детства намного опередило научное понимание этой проблемы. И не случайно впоследствии не только обряд инициации, но каждое значительное событие в ходе роста ребенка (первый зуб, первый шаг и т.д.) в народной культуре оформляется художественно.
В движении от первобытности к следующему этапу культурного развития человечество «испытывало» разные варианты перехода. В зависимости от того, какая форма практической деятельности человека становилась «базовой» и определялся тип культуры и тип хозяйства. По-разному в каждом из типов культуры проходила и культурация человека. В культуре кочевников-скотоводов человек должен был, прежде всего, приспособиться к окружающей его среде, познавать мир природы, изучать и приручать животных. Творческий потенциал его был направлен на адаптирование к среде, на завоевание все новых пространств.
В земледельческой культуре человек осваивал окружающий его природный мир. Его энергия была направлена на то, чтобы «заставить» природу эффективно служить ему (человеку). В культуре же ремесла человек, уповая, прежде всего, на себя, обретал подлинную свободу творчества и самовыражения.
Самым эффективным изобретением той эпохи, по мнению Л. Мэмфорда, было «изобретение мощной социальной организации – социальной пирамиды, имевшей иерархическую структуру».
Формирование крупных государственных образований, появление письменности, потребность в специалистах «узкого профиля». Так в III тысячелетии до н. э. возникают первые специальные образовательные учреждения - школы.
Образование в древних школах Ближнего Востока носило узкоспециализированный характер, детерминированный четкой иерархической структурой древневосточного общества.
Древнеегипетская педагогика рассматривала ребенка как незавершенного взрослого, и вопрос о целостном развитии учащихся в школах даже не ставился. «Гимнастика и музыка были исключены из всеобщего образования ибо изнеживает характер мужчины».
Аналогично складывалась ситуация и в системе школьного образования Древнего Китая и Древней Индии: искусство не входило в круг предметов, изучаемых в школе. В Китае школа «производила» профессионально подготовленных и, главное, унифицированно мысливших администраторов. Шесть искусств, введенных как обязательные в школу со времен Конфуция, представляли собой церемониал, музыку, стрельбу из лука, управление колесницей, чтение и математику, т.е. кроме музыки и чтения не были видами художественной деятельности.
Если в Древнем Египте социальные роли индивида определялись не только происхождением, но и соответствующим образованием, то в Древней Индии «дорога жизни» для каждого индивида была определена раз и навсегда до деталей в момент его рождения. Школа в древневосточных цивилизациях в большей степени выполняла функцию социализации личности.
Системообразующим фактором материальной культуры древних греков было ремесло. Обретение в процессе практической деятельности свободы действования, осознание могущества творческой силы человека обусловило появление проблемы воспитания человека, отрефлектированной античными философами. При этом эстетизм древнего грека проявляется и выявляется не только в эстетизированных формах поведения (ритуале, как в Древнем Китае), сколько в его художественной деятельности. Художественное начало проникало во все сферы деятельности грека. Даже философия - казалось бы, самое абстрактное человеческое знание - выражает свои истины непосредственно художественными образами и поэтическим языком.
Актуально о образовании:
Этапы развития речи ребенка в норме
Анализ психологической литературы позволил сделать выводы о том, что процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от рождения до поступления в школу) проходит три основных этапа. На первом этапе ребенок еще не поним ...
Роль самоконтроля учебной деятельности в развитии личности
младшего школьника
Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Между тем наблюдения, проведенные мною, показали, что именно навык самоконтроля наиболее слабо сформиров ...
Методика формирования пространственного мышления учащихся
основной школы при изучении элементов геометрии
Известно, что геометрия как наука, первоосновы которой излагаются в школе, имеет своим предметом изучение пространственных форм и отношений реального мира. Научное познание этих форм и отношений возможно при наличии у человека развитого мышления и воображения. Такие качества приобретаются жизненным ...