Изучение математики способствует всестороннему развитию умственных способностей младших школьников: памяти, логического и критического мышления, интуиции, воображения, внимания, информационной культуры, формирования первичных умений доказательно размышлять и объяснять свои действия, математизировать реальные ситуации. Обучение тесно связано с формированием речевой культуры школьников. Достижение полного сознательного усвоения математических знаний невозможно без овладения нужным для этого языковым материалом. Уроки математики обогащают учащихся математической терминологией, а также необходимым для ее усвоения словарным запасом.
Задачи в математическом образовании младших школьников занимают особое место. С одной стороны, они составляют специфический раздел программы, содержание которого младшие школьники должны усвоить, а с другой - выступают как дидактическое средство обучения, воспитания и развития школьников. Задачи выполняют различные функции:
Познавательная функция, в которой предусматривается усвоение через задачи элементов арифметической теории: содержание арифметических действий, свойств арифметических действий, взаимосвязь между результатами и компонентами арифметических действий, количественные отношений между числами. С помощью задач формируется представления о величинах, их единицах, связь между величинами. Отдельной группой выступают задачи с величинами: цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; длина, ширина, площадь. Эти задачи способствуют пониманию пропорциональной зависимости между величинами, расширяют познавательный кругозор детей, помогают применять усвоенные знания в практической действительности.
Дидактическая, которая сводится к планомерному и систематическому отрабатыванию тех отдельных умений, из которых складывается общее умение решать задачу. Тут предусмотрено формирование умения слушать задачу, повторить её детально или своими словами, выделить известные и неизвестные величины, проанализировать содержание задачи, изобразить задачу в виде рисунка, схемы, правильно сделать выбор действия для решения задачи и обосновать его, решить задачу, сделав соответствующие записи, проверить правильность решения.
Развивающая, которая связана с обучением детей правильно мыслить, высказывать обоснованные суждения во время решения задачи и выбора соответствующего действия решения. Вместе с решением готовых задач предусмотрено обучение детей составлению задач (по рисунку, по выражению, по таблице, по короткой записи, по схеме и т.д.)
Воспитательная, которая предусматривает во время решения задачи воспитание воли, стойкости, сообразительности и т.д. Подбор и распределение задач по классам осуществлено с учётом доступности и целесообразности для овладения математическим содержанием.
Осуществление дидактических функций задач возможно при условии, если ученики приобретут определенные представления о сущности задач, овладеют умениями их решать. Этого можно достичь:
формированием у учеников представлений о структуре простой и составной арифметических задач;
ознакомлением с разными способами решения задач; развитием умений применять знания об арифметических действиях и зависимостях между величинами для составления плана решения задачи;
использованием общего подхода к решению задач; ознакомлением с формами записи их решения;
формированием представления о способах проверки правильности решения задач.
Школьники учатся самостоятельно читать текст задачи, осознавать ее условие и вопрос, вычленять известные и неизвестные величины, приобретают умения записывать условие кратко. Важно развивать у младших школьников умение составлять план решения задачи, правильно выбирать нужные действия, выполнять вычисления, проверять решения и записывать ответы.
Необходимо обратить внимание на формирование умения решать задачи разными способами и выбирать из них наиболее рациональный.
Вместе с решением готовых задач полезно упражнять детей в самостоятельном составлении их. Разные виды заданий, по которым составляются задачи, вводятся постепенно (по рисунку, по выражению, по краткой записи, по таблице, по схеме и т.п.).
В программе разработаны соответствующие требования к конечным обучаемым результатам согласно с обозначенными функциями задач учащихся 2 класса.
Задачи: простые задачи на нахождение неизвестного слагаемого и неизвестного уменьшаемого. Составные задачи, содержащие отношения больше на, меньше на. Усложненные задачи на нахождение суммы и разности. Задачи на нахождение третьего слагаемого при известных сумме и двух других слагаемых. Обратные задачи на нахождение суммы и разности.
Актуально о образовании:
Младший школьник и его положение в системе личных взаимоотношений
Положение человека характеризуется, прежде всего, теми общественными функциями, которые он выполняет, его социальными ролями. При этом каждый из нас выполняет не одну, а несколько ролей, различных в разных системах отношений. Но не всегда ее легко определить с достаточной точностью. Если в специаль ...
Состояние развития творческой активности младших школьников до формирующего
эксперимента
Изучение уровня сформированности творческой активности детей в процессе обучения проводилось нами во 2 Б классе школы № 4 г. Ангарска. В констатирующем эксперименте участвовало 20 человек. В целях получения объективных данных о реальном уровне сформированности творческой активности младших школьник ...
Методы
обучения самостоятельной работе учащихся на уроке
Учащиеся окружающий их объективный мир не исследуют, а лишь изучают на основе уже имеющихся в их распоряжении научных данных – изучают в систематизированном и обобщенном виде. Учащиеся непосредственно соприкасаются далеко не со всеми изучаемыми ими веществами и явлениями, а лишь с теми, которые их ...