Анализ программных требований к формированию умений решать текстовые задачи

Страница 1

Изучение математики способствует всестороннему развитию умственных способностей младших школьников: памяти, логического и критического мышления, интуиции, воображения, внимания, информационной культуры, формирования первичных умений доказательно размышлять и объяснять свои действия, математизировать реальные ситуации. Обучение тесно связано с формированием речевой культуры школьников. Достижение полного сознательного усвоения математических знаний невозможно без овладения нужным для этого языковым материалом. Уроки математики обогащают учащихся математической терминологией, а также необходимым для ее усвоения словарным запасом.

Задачи в математическом образовании младших школьников занимают особое место. С одной стороны, они составляют специфический раздел программы, содержание которого младшие школьники должны усвоить, а с другой - выступают как дидактическое средство обучения, воспитания и развития школьников. Задачи выполняют различные функции:

Познавательная функция, в которой предусматривается усвоение через задачи элементов арифметической теории: содержание арифметических действий, свойств арифметических действий, взаимосвязь между результатами и компонентами арифметических действий, количественные отношений между числами. С помощью задач формируется представления о величинах, их единицах, связь между величинами. Отдельной группой выступают задачи с величинами: цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; длина, ширина, площадь. Эти задачи способствуют пониманию пропорциональной зависимости между величинами, расширяют познавательный кругозор детей, помогают применять усвоенные знания в практической действительности.

Дидактическая, которая сводится к планомерному и систематическому отрабатыванию тех отдельных умений, из которых складывается общее умение решать задачу. Тут предусмотрено формирование умения слушать задачу, повторить её детально или своими словами, выделить известные и неизвестные величины, проанализировать содержание задачи, изобразить задачу в виде рисунка, схемы, правильно сделать выбор действия для решения задачи и обосновать его, решить задачу, сделав соответствующие записи, проверить правильность решения.

Развивающая, которая связана с обучением детей правильно мыслить, высказывать обоснованные суждения во время решения задачи и выбора соответствующего действия решения. Вместе с решением готовых задач предусмотрено обучение детей составлению задач (по рисунку, по выражению, по таблице, по короткой записи, по схеме и т.д.)

Воспитательная, которая предусматривает во время решения задачи воспитание воли, стойкости, сообразительности и т.д. Подбор и распределение задач по классам осуществлено с учётом доступности и целесообразности для овладения математическим содержанием.

Осуществление дидактических функций задач возможно при условии, если ученики приобретут определенные представления о сущности задач, овладеют умениями их решать. Этого можно достичь:

формированием у учеников представлений о структуре простой и составной арифметических задач;

ознакомлением с разными способами решения задач; развитием умений применять знания об арифметических действиях и зависимостях между величинами для составления плана решения задачи;

использованием общего подхода к решению задач; ознакомлением с формами записи их решения;

формированием представления о способах проверки правильности решения задач.

Школьники учатся самостоятельно читать текст задачи, осознавать ее условие и вопрос, вычленять известные и неизвестные величины, приобретают умения записывать условие кратко. Важно развивать у младших школьников умение составлять план решения задачи, правильно выбирать нужные действия, выполнять вычисления, проверять решения и записывать ответы.

Необходимо обратить внимание на формирование умения решать задачи разными способами и выбирать из них наиболее рациональный.

Вместе с решением готовых задач полезно упражнять детей в самостоятельном составлении их. Разные виды заданий, по которым составляются задачи, вводятся постепенно (по рисунку, по выражению, по краткой записи, по таблице, по схеме и т.п.).

В программе разработаны соответствующие требования к конечным обучаемым результатам согласно с обозначенными функциями задач учащихся 2 класса.

Задачи: простые задачи на нахождение неизвестного слагаемого и неизвестного уменьшаемого. Составные задачи, содержащие отношения больше на, меньше на. Усложненные задачи на нахождение суммы и разности. Задачи на нахождение третьего слагаемого при известных сумме и двух других слагаемых. Обратные задачи на нахождение суммы и разности.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Система образования в эпоху античности
Первоначальное образование в Риме - умение читать, писать, считать было не редкостью среди самых простых граждан, араб – управитель сколько-нибудь значительного поместья непременно знал грамоту и счет. Лучшим средством образования всегда служит изучение языка. Мальчиков и девочек начинали обучать с ...

Место проблемного обучения в педагогических концепциях
В теории и практике педагогики в настоящее время существует большое количество разнообразных концепций, теорий, подходов к обучению, основанных на тех или иных образовательных целях, на тех или иных особенностях передачи или усвоения знаний, развития личности учащихся и т.д. Наиболее теоретически о ...

Задачи физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Основной задачей физического воспитания, как и воспитания вообще в ДОУ, является формирование здорового, всесторонне развитого ребенка. Система работы в МДОУ "Колокольчик" предусматривает обязательное планомерное и систематическое воздействие на ребенка средствами физического воспитания. ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru