Анализ программных требований к формированию умений решать текстовые задачи

Страница 1

Изучение математики способствует всестороннему развитию умственных способностей младших школьников: памяти, логического и критического мышления, интуиции, воображения, внимания, информационной культуры, формирования первичных умений доказательно размышлять и объяснять свои действия, математизировать реальные ситуации. Обучение тесно связано с формированием речевой культуры школьников. Достижение полного сознательного усвоения математических знаний невозможно без овладения нужным для этого языковым материалом. Уроки математики обогащают учащихся математической терминологией, а также необходимым для ее усвоения словарным запасом.

Задачи в математическом образовании младших школьников занимают особое место. С одной стороны, они составляют специфический раздел программы, содержание которого младшие школьники должны усвоить, а с другой - выступают как дидактическое средство обучения, воспитания и развития школьников. Задачи выполняют различные функции:

Познавательная функция, в которой предусматривается усвоение через задачи элементов арифметической теории: содержание арифметических действий, свойств арифметических действий, взаимосвязь между результатами и компонентами арифметических действий, количественные отношений между числами. С помощью задач формируется представления о величинах, их единицах, связь между величинами. Отдельной группой выступают задачи с величинами: цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; длина, ширина, площадь. Эти задачи способствуют пониманию пропорциональной зависимости между величинами, расширяют познавательный кругозор детей, помогают применять усвоенные знания в практической действительности.

Дидактическая, которая сводится к планомерному и систематическому отрабатыванию тех отдельных умений, из которых складывается общее умение решать задачу. Тут предусмотрено формирование умения слушать задачу, повторить её детально или своими словами, выделить известные и неизвестные величины, проанализировать содержание задачи, изобразить задачу в виде рисунка, схемы, правильно сделать выбор действия для решения задачи и обосновать его, решить задачу, сделав соответствующие записи, проверить правильность решения.

Развивающая, которая связана с обучением детей правильно мыслить, высказывать обоснованные суждения во время решения задачи и выбора соответствующего действия решения. Вместе с решением готовых задач предусмотрено обучение детей составлению задач (по рисунку, по выражению, по таблице, по короткой записи, по схеме и т.д.)

Воспитательная, которая предусматривает во время решения задачи воспитание воли, стойкости, сообразительности и т.д. Подбор и распределение задач по классам осуществлено с учётом доступности и целесообразности для овладения математическим содержанием.

Осуществление дидактических функций задач возможно при условии, если ученики приобретут определенные представления о сущности задач, овладеют умениями их решать. Этого можно достичь:

формированием у учеников представлений о структуре простой и составной арифметических задач;

ознакомлением с разными способами решения задач; развитием умений применять знания об арифметических действиях и зависимостях между величинами для составления плана решения задачи;

использованием общего подхода к решению задач; ознакомлением с формами записи их решения;

формированием представления о способах проверки правильности решения задач.

Школьники учатся самостоятельно читать текст задачи, осознавать ее условие и вопрос, вычленять известные и неизвестные величины, приобретают умения записывать условие кратко. Важно развивать у младших школьников умение составлять план решения задачи, правильно выбирать нужные действия, выполнять вычисления, проверять решения и записывать ответы.

Необходимо обратить внимание на формирование умения решать задачи разными способами и выбирать из них наиболее рациональный.

Вместе с решением готовых задач полезно упражнять детей в самостоятельном составлении их. Разные виды заданий, по которым составляются задачи, вводятся постепенно (по рисунку, по выражению, по краткой записи, по таблице, по схеме и т.п.).

В программе разработаны соответствующие требования к конечным обучаемым результатам согласно с обозначенными функциями задач учащихся 2 класса.

Задачи: простые задачи на нахождение неизвестного слагаемого и неизвестного уменьшаемого. Составные задачи, содержащие отношения больше на, меньше на. Усложненные задачи на нахождение суммы и разности. Задачи на нахождение третьего слагаемого при известных сумме и двух других слагаемых. Обратные задачи на нахождение суммы и разности.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Ключевые элементы и задачи зачётных единиц совместимых с ECTS
С точки зрения функциональных аспектов система зачетных единиц является основой: индивидуально-ориентированной организации учебного процесса, предоставляющей студентам возможность составления индивидуальных учебных планов, свободного определения последовательности освоения дисциплин, самостоятельно ...

Разделение студентов по группам на основе анализа их познавательной самостоятельности
Демократизация всех сторон экономической и общественной жизни существенным образом отразилась на социокультурные позиции учителей. Состоялось движение механизма саморазвития школы; оказалось, что его источники находятся в творчестве учителей, в их инновационной деятельности. Центральной, если не гл ...

Взаимодействие телевидения и современной школы
Человек XXI века живет в медиа-пространстве, которое составляет его новую среду обитания, реальность современной культуры. Средства массовой коммуникации проникли во все сферы жизни. Медиа стали основным средством производства современной культуры, а не только передаточным механизмом. Информационны ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru