Приемы работы по повышению умений и навыков решать текстовые задачи младшими школьниками

Страница 1

В рамках формирующего этапа эксперимента нами были проведен в экспериментальном классе цикл уроков по математике. Система работы и подобранные задания были направлены на оптимизацию процесса обучения по формированию умений у младших школьников решать текстовые задачи, а именно предполагало выработать:

умение выделять структурные элементы в текстовой задаче;

умение анализировать задачу;

умение проводить поиск плана решения задачи;

умение реализовать найденный план решения задачи;

умение осуществлять контроль и коррекцию решения.

Чтобы научить школьника работе над текстовой задачей, учитель может использовать различные приемы, методы обучения, соответствующие совершенствованию логического мышления и творческих способностей детей. Раскроем фрагменты уроков, на которых мы применяли данные задания.

Фрагмент урока №1

Цель урока: научить школьников составлять задачу по данной схеме, сформировать умение выделять структурные элементы в текстовой задаче.

На доске вывешиваются схемы. Мы предлагаем учащимся составить по данной схеме задачу, а затем решить ее.

Задача №1

Учащиеся составляют задачу по схеме:

Рис.3.2.1 Схема для составления текстовой задачи

"Миша решил 3 уравнения и 7 примеров. На сколько больше примеров, чем уравнений, решил Миша? На сколько меньше уравнений, чем примеров, решил Миша?"

Решение:

7 - 3 = 4 (шт.)

Ответ: на 4 примера больше, чем уравнений, решил Миша.

Задача №2

Алогичная работа проводится со следующей схемой (Рис.3.2.2.).

Рис.3.2.2 Схема для составления текстовой задачи

"Миша нарисовал 2 рисунка, а Маша 4. Сколько всего рисунков нарисовали дети? На сколько рисунков больше

нарисовала Маша, чем Миша?"

Решение:

2 + 4 = 6 (шт.) - нарисовали вместе.

4 - 2 = 2 (шт.) - Маша нарисовала больше Миши.

Ответ: 6 рисунков, на 2 рисунка.

Фрагмент урока №2

Цель урока: научить школьников соотносить реальную ситуацию с ее математической моделью, сформировать умение анализировать задачу.

Задача №1

На доске заранее вывешиваются карточки с объектами "овощи", "свекла", "морковь", "картофель", а также вспомогательная модель задачи.

Учащимся дают следующие команды:

Выберите слова, характеризующие сюжет задачи. (Школьники вырастили овощи.)

Где выращивают школьники овощи? (На пришкольном участке).

Какое слово из предложенных объектов, записанных в столбце, общее? (Овощи.)

Соотнесите предложенные объекты со схемой, указав количественные характеристики. (Целое - овощи. Количество овощей неизвестно. Части: свекла - 20 кг, морковь - 12 кг, картофель - 8 кг).

Сформулируйте текст задачи. (Школьники вырастили на пришкольном участке 20 кг свеклы, 12 кг моркови и 8 кг картофеля. Сколько килограммов овощей вырастили школьники?)

О какой величине говорится в задаче? (О массе.)

Как иначе можно сформулировать требование? (Какова масса собранного урожая?)

Далее мы предлагаем ученикам самостоятельно решить эту задачу в рабочих тетрадях.

20 + 12 + 8 = 40 (кг)

Ответ: 40 кг урожая собрали школьники.

Затем совместно с школьниками проверяем правильность решения предложенной задачи. В качестве способа проверки могут выступать сравнение своего решения с выполненным на закрытой части доски, чтение решения вслух Прием составления задачи по предложенной программе действий. Данный прием развивает коммуникативные способности ребенка, способность неординарно мыслить, и рассчитан на учащихся не младше второго класса.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Направление совершенствования управления в сфере среднего образования г. Касимов
Важнейшей задачей школы и общества должно стать укрепление здоровья детей и обеспечение их правильного и полноценного питания. В этих целях необходимо обеспечить: подготовку специальных кадров по воспитательной работе (психологов, социальных педагогов, классных воспитателей) и переподготовку действ ...

Задачи на проценты
Процент – это сотая часть. наглядная иллюстрация процента может быть продемонстрирована на метровой школьной линейке с делениями по 1 см. В данном случае 1 см является сотой частью линейки, т.е. 1%. Можно дать следующие задания: показать на линейке 25%, 40% и т.д. назвать число процентов, которые п ...

Положение алюминия в периодической системе и строение его атома
Алюминий находится в главной подгруппе III группы. Схема расположения по энергетическим уровням следующая: +3Al 2e-, 8e-, 3e- Так как у атомов алюминия на внешнем уровне 3 электрона, то алюминий в соединениях проявляет степень окисления 4-3. К такому же выводу приходим, руководствуясь представления ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru