Приемы работы по повышению умений и навыков решать текстовые задачи младшими школьниками

Страница 1

В рамках формирующего этапа эксперимента нами были проведен в экспериментальном классе цикл уроков по математике. Система работы и подобранные задания были направлены на оптимизацию процесса обучения по формированию умений у младших школьников решать текстовые задачи, а именно предполагало выработать:

умение выделять структурные элементы в текстовой задаче;

умение анализировать задачу;

умение проводить поиск плана решения задачи;

умение реализовать найденный план решения задачи;

умение осуществлять контроль и коррекцию решения.

Чтобы научить школьника работе над текстовой задачей, учитель может использовать различные приемы, методы обучения, соответствующие совершенствованию логического мышления и творческих способностей детей. Раскроем фрагменты уроков, на которых мы применяли данные задания.

Фрагмент урока №1

Цель урока: научить школьников составлять задачу по данной схеме, сформировать умение выделять структурные элементы в текстовой задаче.

На доске вывешиваются схемы. Мы предлагаем учащимся составить по данной схеме задачу, а затем решить ее.

Задача №1

Учащиеся составляют задачу по схеме:

Рис.3.2.1 Схема для составления текстовой задачи

"Миша решил 3 уравнения и 7 примеров. На сколько больше примеров, чем уравнений, решил Миша? На сколько меньше уравнений, чем примеров, решил Миша?"

Решение:

7 - 3 = 4 (шт.)

Ответ: на 4 примера больше, чем уравнений, решил Миша.

Задача №2

Алогичная работа проводится со следующей схемой (Рис.3.2.2.).

Рис.3.2.2 Схема для составления текстовой задачи

"Миша нарисовал 2 рисунка, а Маша 4. Сколько всего рисунков нарисовали дети? На сколько рисунков больше

нарисовала Маша, чем Миша?"

Решение:

2 + 4 = 6 (шт.) - нарисовали вместе.

4 - 2 = 2 (шт.) - Маша нарисовала больше Миши.

Ответ: 6 рисунков, на 2 рисунка.

Фрагмент урока №2

Цель урока: научить школьников соотносить реальную ситуацию с ее математической моделью, сформировать умение анализировать задачу.

Задача №1

На доске заранее вывешиваются карточки с объектами "овощи", "свекла", "морковь", "картофель", а также вспомогательная модель задачи.

Учащимся дают следующие команды:

Выберите слова, характеризующие сюжет задачи. (Школьники вырастили овощи.)

Где выращивают школьники овощи? (На пришкольном участке).

Какое слово из предложенных объектов, записанных в столбце, общее? (Овощи.)

Соотнесите предложенные объекты со схемой, указав количественные характеристики. (Целое - овощи. Количество овощей неизвестно. Части: свекла - 20 кг, морковь - 12 кг, картофель - 8 кг).

Сформулируйте текст задачи. (Школьники вырастили на пришкольном участке 20 кг свеклы, 12 кг моркови и 8 кг картофеля. Сколько килограммов овощей вырастили школьники?)

О какой величине говорится в задаче? (О массе.)

Как иначе можно сформулировать требование? (Какова масса собранного урожая?)

Далее мы предлагаем ученикам самостоятельно решить эту задачу в рабочих тетрадях.

20 + 12 + 8 = 40 (кг)

Ответ: 40 кг урожая собрали школьники.

Затем совместно с школьниками проверяем правильность решения предложенной задачи. В качестве способа проверки могут выступать сравнение своего решения с выполненным на закрытой части доски, чтение решения вслух Прием составления задачи по предложенной программе действий. Данный прием развивает коммуникативные способности ребенка, способность неординарно мыслить, и рассчитан на учащихся не младше второго класса.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Упражнения на выполнение геометрических преобразований на плоскости и в пространстве
Этот тип включает упражнения на различные геометрические преобразования исходных образов пространственных фигур, которые выполняются как в пределах плоскости, так и в пространстве. К ним можно отнести следующие задачи. а) Задачи на отыскание множеств точек – образов при определенном геометрическом ...

Внеклассная работа по изучению функциональных стилей
Виды внеклассной работы по русскому языку необычно многообразны. Это различные лингвистические кружки общества любителей словесности утренники вечера, Экскурсии, лингвистические КВН, олимпиады, тематические конференции, конкурсы, обсуждения популярных книг о русском языке, выпуск тематических стенг ...

Становление методики обучения биологии в Новое время
К середине 80-х гг. XX века методика начального естествознания была представлена методикой обучения "Природоведению" - интегрированного курса, который изучался на начальной и средней ступени общеобразовательной школы в России. Методика обучения природоведению рассматривалась как частная п ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru