Особенности лексической стороны речи у детей со стертой дизартрией

Новое о образовании » Формирование лексики у детей со стертой дизартрией » Особенности лексической стороны речи у детей со стертой дизартрией

Страница 1

В предыдущих главах нашего исследования мы рассмотрели онтогенез лексической системы при нормальном речевом развитии ребенка. Однако под влиянием различные неблагоприятных воздействий, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а так же в первые годы жизни ребенка могут приводить к общему речевому недоразвитию, при котором и выявляются нарушения лексического развития.

А.Н. Корнев определил 2 группы симптомов нарушения номинации и использования лексических единиц в процессе построения речевых высказываний у детей с нарушениями речи:

- вербальные парафазии, проявляющиеся в неправильном выборе слов по их лексическому или грамматическому значению относительно смыслового контекста (семантические ошибки номинации и грамматические ошибки выбора словоформы);

- симптомы лексического дефицита, дефицит словаря (экспрессивного и /или импрессивного) и трудности в подборе слов как при назывании, так и при порождении высказывания.

Нарушения формирования лексики у детей с патологией речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.

Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве: звуковая сторона речи, фонетических процессов, лексики, грамматического строя речи, у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.

Впервые эти нарушения были установлены Р.Е.Левиной.

«При ОНР отмечается позднее ее появление, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования» - отмечает автор.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. отмечают, что «этиология и патогенез общего недоразвития речи многообразны, но с клинической точки зрения наибольшее, значение имеет группа общего недоразвития речи, связанная с ранним органическим поражением центральной нервной системы». В этиологии ОНР выделяются разнообразные факторы как биологического, так и социального характера. Большая роль в возникновении общего недоразвития речи, принадлежит генетическим факторам. В этих случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешних воздействий. Возникновение обратимых форм общего недоразвития речи может быть связано с неблагоприятными условиями окружения и воспитания.

Недоразвитие речи у детей, в том числе и ее лексической стороны, может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. С учетом степени несформированности речи Р.Е. Левина выделила 3 уровня ее недоразвития:

1-й уровень речевого развития, характеризуемый в литературе как «отсутствие общеупотребительной речи». Достаточно часто при описании речевых возможностей детей на этом уровне встречается название «безречевые дети», что не может пониматься буквально, поскольку такой ребенок в самостоятельном общении использует целый ряд вербальных средств. Это могут быть звукоподражания, звуковые комплексы, обрывки лепетных слов («би – машина поехала»), которые сопровождаются жестами. Как правило, на этом этапе у детей отсутствует фразовая речь. Часто используют жесты, мимику, интонацию. Звукопроизношение детей характеризуется смазанностью, нечеткостью артикуляции, невозможностью произнесения многих звуков.

2 уровень речевого развития определяется в литературе как « начатки общеупотребительной речи». Отличительной чертой является появление в речи детей двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы. («Да тени Ника».- «Дай желтую книгу».) На первый взгляд подобные фразы могут показаться совершенно непонятными, однако детальный анализ образцов речи указывает на использование наряду с аморфными словами, слов с явно выраженными категориальными признаками рода, лица, числа и даже падежа. На этой ступени речевого недоразвития отсутствует словообразование. В речи детей имеется довольно большое количество слов, но используемые детьми слова характеризуются неточностью значения, что проявляется в вербальных парафазиях. Иногда с целью пояснения значения слов используются жесты.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Проблемная ситуация - основное звено проблемного обучения
Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений. Создание проблемных ситуаций, определяющих начальный момент мышления, является необходим ...

Социокультурные факторы, влияющие на становление интеллекта
Необходимыми элементами структуры социокультурной среды является система отношений, культура, пространство деятельности и временная организация жизни, или пространственно-временной хронотип, где образовательное учреждение занимает свое место. Социокультурная среда, таким образом, понимается как мно ...

Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта на занятиях лечебной физической культуры
Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. В быту человеку ежеминутно т ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru