Анализ программы Конышевой Н.М. «Методика трудового обучения младших школьников: основы дизайнообразования»

Новое о образовании » Организация уроков труда с элементами изучения народных культурных промыслов для развития творческих способностей младших школьников » Анализ программы Конышевой Н.М. «Методика трудового обучения младших школьников: основы дизайнообразования»

Прежде чем перейти непосредственно к раскрытию некоторых методических аспектов в изучении народной культуры, на наш взгляд, следует сказать с существующих ныне новых программах трудового обучения. Их много, но, по нашему мнению, наибольшего внимания заслуживает программа трудового обучения (основам дизайнобразования) Конышевой Н., так как она построена с учётом научных разработок последних десятилетний в области педагогики, психологии и ряда других наук. Эта концепция созвучна таким идеям новой педагогики, как развивающее обучение, гуманно-личностный подход к ребёнку, культурологическая направленность образования.

Автор не ставит задачи растолковать детям всю глубину народной культуры, она обращает внимание учащихся на главное в этой проблеме – на её космический, мировоззренческий смысл.

Уже на начальном этапе школьникам даётся информация о знаковой системе народного искусства: демонстрируются наиболее распространённые символы и знаки.

Кроме того, дети узнают и о том, что сам выбор образов для народных изделий не случаен: приводится краткая информация о том, что означают, например, птица, конь, баран. И, наконец, даётся первоначальное представление об охранительной функции народного искусства, о включении народного искусства, о включении его в быт и обряды. Задача состоит в том, чтобы показать общность, универсальность, основной смысл народного искусства, а усвоить затем частности (например, чем различаются дымковские и филимоновские игрушки) детям будет нетрудно.

Эти уроки позволяют создать очень общее, но в целом верное представление о народном искусстве и культуре; здесь закладывается база для более обстоятельного изучения этой проблемы. К ней Н.М. Конышева возвращается главным образом в четвёртом классе, где проблема является центральной. Здесь рассматриваются особенности культуры разных народов, отражённые в создаваемой ими предметной среде. Все обозначенные выше стороны народного искусства изучаются на фоне овладения отдельными видами ремесел, с тем, чтобы в результате у учащихся сложилось устойчивое понимание народного искусства как духовной сущности, пронизывающей повседневный быт.

Важно, чтобы дети не просто запомнили, например, хохломской или дымковский узор и научились их изображать, а чтобы поняли, к какой глубокой древности восходят эти узоры. Нужно задуматься и о своеобразии жизни наших предков, о том, как они умели вглядываться и вдумываться в окружающую природу.

Вся система работы с младшими школьниками, по мнению Н.М. Конышевой, должна быть направлена на формирование заинтересованного и почтительного отношения тем культурным традициям, которые выработаны человечеством и отражены в создаваемой им предметной среде. Внимательное и добросовестное изучение конкретных приемов практической работы в данном случае также является средством; а цель их освоения состоит в том, чтобы дети лучше поняли духовную сущность народной культуры. Таким образом, мы сформируем у них понимание духовности предметной среды.


Актуально о образовании:

Место художественной деятельности в структуре видов деятельности на каждом этапе онтогенеза
Человеческое детство-явление культуры и оно детерминировано типом культуры своего времени. Потому-то детство в эпоху первобытности, Возрождения, наши дни - суть разные детства, отличающиеся и по своей продолжительности и по этапам развития. Можно высказать предположение, что и психологические теори ...

Д.И. Менделеев об актуальных проблемах образования
Д.И. Менделеев дорог нам не только как признанный всем миром гениальный ученый, но и как крупнейший общественный деятель в области просвещения, высказавший много оригинальных мыслей об организации народного просвещения и высшего образования, и талантливый педагог. В XIII томе его сочинений опублико ...

Математический кружок как форма внеклассной работы по математике
"Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным. " Блез Паскаль Математические олимпиады обычно посвящаются решению задач, но возможны олимпиады по вычислению на счетах, в навыках быстрых и безошибочных подсчетов. Проведение олимпиа ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru