Анализ программы Конышевой Н.М. «Методика трудового обучения младших школьников: основы дизайнообразования»

Новое о образовании » Организация уроков труда с элементами изучения народных культурных промыслов для развития творческих способностей младших школьников » Анализ программы Конышевой Н.М. «Методика трудового обучения младших школьников: основы дизайнообразования»

Прежде чем перейти непосредственно к раскрытию некоторых методических аспектов в изучении народной культуры, на наш взгляд, следует сказать с существующих ныне новых программах трудового обучения. Их много, но, по нашему мнению, наибольшего внимания заслуживает программа трудового обучения (основам дизайнобразования) Конышевой Н., так как она построена с учётом научных разработок последних десятилетний в области педагогики, психологии и ряда других наук. Эта концепция созвучна таким идеям новой педагогики, как развивающее обучение, гуманно-личностный подход к ребёнку, культурологическая направленность образования.

Автор не ставит задачи растолковать детям всю глубину народной культуры, она обращает внимание учащихся на главное в этой проблеме – на её космический, мировоззренческий смысл.

Уже на начальном этапе школьникам даётся информация о знаковой системе народного искусства: демонстрируются наиболее распространённые символы и знаки.

Кроме того, дети узнают и о том, что сам выбор образов для народных изделий не случаен: приводится краткая информация о том, что означают, например, птица, конь, баран. И, наконец, даётся первоначальное представление об охранительной функции народного искусства, о включении народного искусства, о включении его в быт и обряды. Задача состоит в том, чтобы показать общность, универсальность, основной смысл народного искусства, а усвоить затем частности (например, чем различаются дымковские и филимоновские игрушки) детям будет нетрудно.

Эти уроки позволяют создать очень общее, но в целом верное представление о народном искусстве и культуре; здесь закладывается база для более обстоятельного изучения этой проблемы. К ней Н.М. Конышева возвращается главным образом в четвёртом классе, где проблема является центральной. Здесь рассматриваются особенности культуры разных народов, отражённые в создаваемой ими предметной среде. Все обозначенные выше стороны народного искусства изучаются на фоне овладения отдельными видами ремесел, с тем, чтобы в результате у учащихся сложилось устойчивое понимание народного искусства как духовной сущности, пронизывающей повседневный быт.

Важно, чтобы дети не просто запомнили, например, хохломской или дымковский узор и научились их изображать, а чтобы поняли, к какой глубокой древности восходят эти узоры. Нужно задуматься и о своеобразии жизни наших предков, о том, как они умели вглядываться и вдумываться в окружающую природу.

Вся система работы с младшими школьниками, по мнению Н.М. Конышевой, должна быть направлена на формирование заинтересованного и почтительного отношения тем культурным традициям, которые выработаны человечеством и отражены в создаваемой им предметной среде. Внимательное и добросовестное изучение конкретных приемов практической работы в данном случае также является средством; а цель их освоения состоит в том, чтобы дети лучше поняли духовную сущность народной культуры. Таким образом, мы сформируем у них понимание духовности предметной среды.


Актуально о образовании:

Методика работы с техническими средствами обучения
Технические средства обучения (ТСО) – это совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. Под техническими средствами обучения также понимают различные технические устройст ...

Специфика лексического развития детей со стертой дизартрией
При изучении особенностей лексики у детей с речевой патологией перспективным и значимым является психолингвистический подход, а также современные представления о процессе развития лексики и различных аспектах ее изучения: о структуре значения слова и ее развитии в онтогенезе, о семантических полях ...

Сравнение эффективности проведения уроков по модульной технологии в 8 "В" классе СОШ №12 с успеваемостью класса по четвертям в 2010–2011 учебном году
Для того чтобы выявить эффективность уроков, проводимых по модульной технологии, надо сравнить процент качества знаний при использовании модульной технологии с процентом качества знаний класса по четвертям. Ранее уроки проводились в классической форме, ученики мало времени работали самостоятельно: ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru