Прежде чем перейти непосредственно к раскрытию некоторых методических аспектов в изучении народной культуры, на наш взгляд, следует сказать с существующих ныне новых программах трудового обучения. Их много, но, по нашему мнению, наибольшего внимания заслуживает программа трудового обучения (основам дизайнобразования) Конышевой Н., так как она построена с учётом научных разработок последних десятилетний в области педагогики, психологии и ряда других наук. Эта концепция созвучна таким идеям новой педагогики, как развивающее обучение, гуманно-личностный подход к ребёнку, культурологическая направленность образования.
Автор не ставит задачи растолковать детям всю глубину народной культуры, она обращает внимание учащихся на главное в этой проблеме – на её космический, мировоззренческий смысл.
Уже на начальном этапе школьникам даётся информация о знаковой системе народного искусства: демонстрируются наиболее распространённые символы и знаки.
Кроме того, дети узнают и о том, что сам выбор образов для народных изделий не случаен: приводится краткая информация о том, что означают, например, птица, конь, баран. И, наконец, даётся первоначальное представление об охранительной функции народного искусства, о включении народного искусства, о включении его в быт и обряды. Задача состоит в том, чтобы показать общность, универсальность, основной смысл народного искусства, а усвоить затем частности (например, чем различаются дымковские и филимоновские игрушки) детям будет нетрудно.
Эти уроки позволяют создать очень общее, но в целом верное представление о народном искусстве и культуре; здесь закладывается база для более обстоятельного изучения этой проблемы. К ней Н.М. Конышева возвращается главным образом в четвёртом классе, где проблема является центральной. Здесь рассматриваются особенности культуры разных народов, отражённые в создаваемой ими предметной среде. Все обозначенные выше стороны народного искусства изучаются на фоне овладения отдельными видами ремесел, с тем, чтобы в результате у учащихся сложилось устойчивое понимание народного искусства как духовной сущности, пронизывающей повседневный быт.
Важно, чтобы дети не просто запомнили, например, хохломской или дымковский узор и научились их изображать, а чтобы поняли, к какой глубокой древности восходят эти узоры. Нужно задуматься и о своеобразии жизни наших предков, о том, как они умели вглядываться и вдумываться в окружающую природу.
Вся система работы с младшими школьниками, по мнению Н.М. Конышевой, должна быть направлена на формирование заинтересованного и почтительного отношения тем культурным традициям, которые выработаны человечеством и отражены в создаваемой им предметной среде. Внимательное и добросовестное изучение конкретных приемов практической работы в данном случае также является средством; а цель их освоения состоит в том, чтобы дети лучше поняли духовную сущность народной культуры. Таким образом, мы сформируем у них понимание духовности предметной среды.
Актуально о образовании:
Воспоминания друзей и учеников Д.И. Менделеева
Д. И. Менделеев, по отзывам его учеников, был выдающимся лектором. Хотя лекции его и не отличались внешним блеском, слушать их собирался буквально весь университет, настолько они были увлекательны и содержательны. В своих лекциях он как бы вел за собой слушателя, заставляя его проделывать тот трудн ...
Ознакомление детей 7 лет с немецкой культурой
1. развитие коммуникативных навыков у детей, творческой активности и самостоятельности. 2. расширение представлений о культуре, традициях, праздниках в Германии. 3. развитие творческих, художественных, актёрских способностей. 4. вызвать у детей желание участвовать в коллективной деятельности. Работ ...
Теоретические основы к пониманию
духовно-нравственных ценностей
Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были вы ...