Процессы биологического развития ребенка изучает комплекс естественных наук, основу которых составляет учение И. М. Сеченова, И. П. Павлова и их последователей о единстве организма и среды, целостности организма и регулирования роли центральной нервной системы в его жизнедеятельности. Открытие основных законов высшей нервной деятельности, условно рефлекторных механизмов, обеспечивающих взаимодействие организма со средой и максимальное приспособление к ней, способствовало правильному пониманию роли воспитания в полноценном физическом и социальном развитии ребенка, рассмотрению функциональных возможностей детского организма.
Изученное ими положение о единстве всех процессов в организме рассматривается в науке многопланово. Первое положение является особенно значимым. Оно представляет организм как единое целое, где работа отдельных органов и систем взаимообусловлена. Это положение лежит в основе решения задач физического воспитания, индивидуального подхода к ребенку: так, закаливание проводится не только для профилактики простудных заболеваний, но и для повышения устойчивости организма к различным неблагоприятным влияниям окружающей среды. Второе положение имеет также немаловажное значение, его суть в том, что в период дошкольного детства физическое и психическое развитие тесно взаимосвязано. Поэтому средства физического воспитания должны быть направлены на физическое развитие, хорошее самочувствие ребенка и в то же время на их радостное эмоциональное состояние, работоспособность. Третье положение, заключается в том, что организм как единое целое взаимодействует с окружающей средой. В основу дидактики физических упражнений, освоения детьми культурно-гигиенических навыков положено учение И.П. Павлова об условно-рефлекторной природе произвольных действий, взаимодействия первой и второй сигнальной систем.
Особую роль в становлении теории физического воспитания имели труды выдающихся русских ученых П.Ф. Лесгафта и его ученика В.В. Гориневского.
Создателем оригинальной теории физического воспитания в России является П. Ф. Лесгафт. Крупнейший ученый-педагог, доктор медицины и хирургии П. Ф. Лесгафт принадлежал к числу передовых людей своего времени. Научно- материалистические взгляды П.Ф.Лесгафта легли в основу его педагогической системы, главное место в которой занимает теория физического образования. П.Ф.Лесгафтом разработана целостная система физических упражнений для детей, которая рассматривается автором во взаимосвязи с физическим воспитанием (гигиеническое оздоровительное значение физических упражнений) .
В основу подбора физических упражнений П. Ф. Лесгафт положил возрастные, анатомо-физиологические и психологические особенности детей, постепенность усложнения и разнообразие движений. Он стремился к тому, чтобы определенная система упражнений вела к всестороннему развитию и правильному функционированию организма человека, способствовала постепенной тренировке его физических сил.
Физическое развитие П. Ф. Лесгафт признавал только во взаимосвязи с умственным, нравственным и эстетическим развитием и трудовой деятельностью. Процесс выполнения физических упражнений Лесгафт рассматривал как единый одновременный процесс духовного и физического совершенствования человеческой личности. П. Ф. Лесгафт требовал от учителя систематической подготовки к занятиям. В процессе обучения учитель должен предусмотреть постепенное увеличение физической нагрузки, смену упражнений и их разнообразие.
П.Ф.Лесгафт разработал теорию и методику подвижных игр. Подвижная игра определяется им как "упражнение", при помощи которого ребенок готовится "к жизни". В этих играх он приобретает навыки, привычки, у него вырабатывается характер. Правила в играх имеют значение закона, отношение к которому должно быть содержательное и ответственное. Выполнение их обязательно для всех, поэтому они имеют большую воспитательную силу. П. Ф. Лесгафт рассматривал игру как ценнейшее средство воспитания личности. Теория П.Ф.Лесгафта явилась прочным фундаментом для дальнейшего развития науки о физическом воспитании детей.
Ученик П. Ф. Лесгафта врач-педиатр и гигиенист, профессор В.В. Гориневский в своей врачебно-педагогической деятельности развил и углубил учение П.Ф.Лесгафта о физическом воспитании. В.В. Гориневский определяет специфические особенности физического воспитания в разные возрастные периоды жизни человека.
Актуально о образовании:
Работа с одаренными детьми в лицее
Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серь ...
Воспоминания друзей и учеников Д.И. Менделеева
Д. И. Менделеев, по отзывам его учеников, был выдающимся лектором. Хотя лекции его и не отличались внешним блеском, слушать их собирался буквально весь университет, настолько они были увлекательны и содержательны. В своих лекциях он как бы вел за собой слушателя, заставляя его проделывать тот трудн ...
Понятие «педагогической технологии»
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. · Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). · Б. Т. Лихачев дает та ...