Психолого-педагогические основы воспитания этической культуры младших школьников

Новое о образовании » Воспитание этической культуры у младших школьников » Психолого-педагогические основы воспитания этической культуры младших школьников

Страница 1

Наиболее высоким уровнем нравственной воспитанности личности является её способность ориентироваться соответствующим нормам морали. Нравственно воспитанным является такой человек, который не только усвоил нравственные знания, но и ведет себя в любых ситуациях в соответствии с ними. У нравственно воспитанного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе. Простое запоминание моральных принципов не может решить задачу превращения их в поступки, в соответствующее поведение. «Можно знать все требования морали, но не выполнять их». Правильные знания норм морали часто не оказывают должного влияния на поведение школьника, его поступки. Иногда слово и дело не совпадают, наблюдается разрыв между сознанием и поведением. Так, ученик знает, что хорошо учиться – долг школьника, что без этого нельзя стать хорошим и полезным работником, но на деле же он учится плохо, не готовит уроки и т.д. воспитание подрастающего поколения в соответствии с моральными качествами, раскрывающем отношения человека к обществу, к труду, к себе – процесс сложный, требующий глубокого знания личности воспитуемого, педагогических и психологических основ нравственного воспитания. Нравственное воспитание включает в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны; формирование нравственного сознания, воспитания нравственных чувств, навыков, привычек, нравственного поведения. Соотношение этих сторон определяется особенностями каждого возраста и не может быть одинаковыми в начальных и старших классах. Для нравственного становления личности необходима специальная работа с учащимися, направленная на усвоение ими моральных норм поведения. Трудно вести себя правильно, если не знаешь, как надо поступить в том или ином случае. Только сознательное усвоение моральных знаний поможет учащимся понять, что в поступках окружающих людей хорошо и что плохо. Моральные знания приобретаются учащимися в виде моральных представлений и понятий и выступают в качестве основы для формирования культуры поведения. Задача учителя – вооружить учащихся системой моральных представлений и понятий. Уровень сформированности нравственных понятий в различные школьные периоды различны. Моральные понятия младших школьников ещё неопределенны, суждения носят односторонний характер. часто дети только по одному признаку определяют нравственное понятие, понятия этической культуры. По данным психологов моральные понятия задерживаются на уровне житейского, если же не проводить специальной работы по их формированию. Для формирования основ этической культуры учитель проводит специальные этические обсуждения, обсуждают прочитанные книга, материалы из детской методической печати, анализируют примеры из жизни. Правильное поведение школьников определяется не только знаниями моральных норм. Часто моральные знания не гарантируют нравственного поведения детей. «Задача школы заключается в том, чтобы ребята глубоко осознали моральные нормы поведения, приняли их и руководствовались ими в повседневной жизни». Поведение в соответствии с моральными понятиями, по внутренним убеждениям характеризуют нравственного воспитанного человека и говорит о сформированности у него нравственных убеждений. Нравственные понятия переходят в убеждения человека в том случае, если они сливаются сторонами сознания с чувствами, волей. С переходом из класса в класс убеждения углубляются, делаются более стойкими и все сильнее проникают в личность ученика. Чем богаче жизненный опыт детей, тем глубже, полнее усваиваются моральные понятия, формирующие нравственное сознание, их суждений, оценок моральных основ поведения и связано с эмоциональными переживаниями. Поведение учащихся на основе сложившихся нравственных понятий, убеждений всегда связано с чувством радости, удовлетворения. «Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. А человечность, доброта (ласка), доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях, в красоте окружающего мира»…. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитывая добрых чувств. А.С. Макаренко писал, что привычка и опыт нравственного поведения учащихся состоит из поступков, в которых проявляется моральная сущность личности.

Поступки выражают уровень нравственной этической культуры человека и всегда связаны с его сознанием. Этические поступки проявляются и воспитываются в деятельности, в общении с людьми и сверстниками. В.А. Сухомлинский писал: «Нравственные истины осознающиеся людьми, как выражением добра, живут в поступках, в поведении. Этическая мораль активна только в действии, выражается во взаимоотношениях. Поэтому необходимо знать как руководствоваться в своих поступках». Особенность нравственных отношений заключается в том, что они имеют ценностно регулятивный и непосредственно оценочный характер, то есть в них всё основано на моральной оценке, выполняющей определенные функции регулирования и контроля своим поведением, своими поступками. Поступки выражают уровень нравственной этической культуры.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Логопедические занятия в начальной школе
Основная форма организации логопедических занятий в начальной школе – это индивидуальная и подгрупповая работа. Такая организация коррекционно-развивающей работы является эффективной, т.к. ориентирована на личностные индивидуальные особенности каждого ребенка. Основные направления работы: Коррекция ...

Положение алюминия в периодической системе и строение его атома
Алюминий находится в главной подгруппе III группы. Схема расположения по энергетическим уровням следующая: +3Al 2e-, 8e-, 3e- Так как у атомов алюминия на внешнем уровне 3 электрона, то алюминий в соединениях проявляет степень окисления 4-3. К такому же выводу приходим, руководствуясь представления ...

Психолого–педагогическая характеристика младших школьников с общим недоразвитием речи
В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений в логопедии выделяют категорию детей с таким нарушением, как общее недоразвитие речи (ОНР), при котором отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур. В настоящее время под общим недоразвитием ре ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru