Формирующая работа навыков общения

Страница 4

Решая смысловые задачи, ребенок не только обнаруживает имеющийся у него эмоциональный опыт, но и развивает его, вставая перед необходимостью осознания его личностного смысла, собственных мотивов и установок. Только осознанное решение субъектом ситуаций морального, нравственного, личностного выбора позволяет, по мнению исследователя, приблизиться к пониманию того, что является ценностями личности.

В классе можно специально создать проблемную ситуацию с целью приобретения детьми практического опыта в выполнении правил поведения с учетом интересов и состояния сверстников.

Попадая в ситуацию морального выбора, ребенку необходимо самостоятельно организовать свое поведение, учитывая интересы и эмоциональное состояние сверстников, применить адекватное правило и проявить необходимые волевые усилия.

Так, учитель организовывал интересную подвижную игру, в которую дети играли с большим удовольствием и интересом, в это время входил второй учитель и «нечаянно» рассыпал карандаши из коробочки.

Реакция у детей была неоднозначной. Одни пытались сразу же оказать помощь учителю, остальные включались в этот процесс не сразу. Двое ребят вообще не подошли, они продолжали играть, не замечая происходящего. Однако два человека из наиболее активных детей бросили это занятие и побежали к играющим детям, как только увидели, что «пассивные дети» продолжают играть.

Далее с детьми проводилась беседа, в ходе которой выяснялись мотивы, побуждающие их поступать соответствующим образом.

Учитель. Какие у нас есть действительно отзывчивые и воспитанные ребята, сразу же помогли мне собрать карандаши, вовремя заметили и не остались равнодушными. Марина, почему ты помогла мне?

Марина Л. Я хорошая, я всегда помогаю всем и вчера Иринке помогла шапку развязать.

У. А ты, Лена?

Лена В. Потому что мы знаем, если кто-то нуждается в твоей помощи, надо сразу же помочь, так ведут себя культурные дети.

У. Илюша, Оля, а почему вы остались играть, не помогли мне?

Илья П. Я думал, что и без меня вес уберут.

Оля Л. Мне хотелось поиграть, очень было интересно.

У. Дима, ты же сначала хотел помочь. Почему же ты убежал?

Дима А. Да все уже почти собрали, что толкаться зря.

У. Ребята, я радуюсь за тех детей, которые, несмотря на то, что им очень хотелось играть, оказали мне помощь. Они поступили как воспитанные, отзывчивые люди, которые всегда готовы прийти на помощь, так должны поступать все, и тогда жить нам будет намного лучше и легче.

Анализ ответов детей показал, что младшие школьники в качестве основных выдвигают мотивы с самооценкой или с ориентиром на сверстников, что свидетельствует о нарастании осознанности в поведении детей.

Можно предложить детям решить другие проблемные ситуации, после чего провести беседу. Примеры ситуаций:

Два мальчика поссорились, помири их.

Твой друг обижен на тебя, извинись перед ним и попробуй помириться.

Игра «Клеевой дождик».

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

I. Подняться и сойти со стула.

2 Проползти под столами.

3. Обогнуть «широкое озеро».

4. Пробраться через «дремучий лес».

5. Спрятаться от «диких животных».

На протяжении всех упражнений дети не должны «отцепляться» от своего партнера.

Упражнение способствует развитию сплоченности группы.

Таким образом, проведенная с детьми работа, несомненно, сделает жизнь ребенка насыщенней и интересней, поможет ему разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, войти в него уверенным в себе, счастливым и улыбающимся, умеющим общаться с окружающими и способным преодолеть нее трудности на своем пути.

Снижение культуры поведения и общения, культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия во всех сферах общества – все это свидетельствует о том, что повышение культуры поведения и общения детей является важнейшей педагогической задачей.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Эвристический метод
Эвристический метод обучения (от греч. эвристика - "отыскиваю", "нахожу", "открою") — частично-поисковый метод, организация поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности. Целостная задача требует следующих уме ...

Оценка педагогических идей М. Монтессори её современниками
Мария Монтессори была первой женщиной-врачом в Италии. Начав работать ассистентом врача в университетской клинике, она заинтересовалась методами лечения и реабилитации детей с ограниченными умственными способностями. Монтессори пришла к выводу, что проблемы умственно отсталых детей - это проблемы н ...

Формирование прочных навыков техники чтения
Термином «синтетическое чтение» в современной методике преподавания иностранных языков принято называть такой вид чтения, при котором понимание текста «основано на синтезе знакомых элементов» и не имеет беспереводный характер. Это беглое чтение про себя. В процессе синтетического чтения все внимани ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru