СХЕМА 1.
|
Познавательная
|
![]() | |||||
![]() | |||||
|
Совершенствование процесса обучения невозможно без организации полноценной познавательной деятельности – одной из основных форм деятельности школьника. Полноценная познавательная деятельность влияет на формирование личности ученика, способствует его умственному и нравственному развитию. Правильная ее организация позволяет учащимся проникнуть в суть изучаемого материала, освоить его на уровне общих закономерностей и ведущих идей учебного предмета, использовать полученные знания как средство дальнейшего познания.
Познавательная деятельность – деятельность особого склада, хотя структурно она сходна с любой другой деятельностью и включает в себя те же самые компоненты: потребности и мотивы, цели и действия, способы и операции, результат. Эти структурные компоненты взаимосвязаны, взаимообусловлены и могут превращаться друг в друга.
В схеме 1 отражен упрощенный механизм организации познавательной деятельности. Различные виды потребностей и интересов учащихся способствуют формированию соответствующих мотивов для достижения определенной цели, которая, в свою очередь, может быть достигнута путем познавательной деятельности. Данная схема еще будет рассмотрена подробнее ниже.
Познавательной деятельности присущи также и основные свойства любой деятельности: предметность, перспективность, направленность, преобразующий и планомерный характер, осознанность. При рассмотрении сущности познавательной деятельности необходимо читывать следующее:
1. Познавательная деятельность – социальное явление, осуществляемое людьми, наделенными неповторимым своеобразием.
2. Познавательная деятельность – вид сознательной и целенаправленной деятельности его участников.
3. Познавательная деятельность предполагает сложный механизм взаимодействия, главную роль в котором играет информационное воздействие; при этом передача информации в процессе обучения происходит в адаптированном виде, применительно к возможностям ее усвоения учащимися.
4. Познавательная деятельность направлена на реализацию заранее заложенных потенций человека, и ее результатом является развитие.
5. Познавательная деятельность – процесс, т.к. при этом происходят определенные изменения.
6. Познавательная деятельность – деятельность, формирующая личность.
Цель организации познавательной деятельности учащихся – овладение знаниями и способами их добывания, т.е. ученик должен усвоить и содержание изучаемого предмета, и содержание деятельность, а для этого необходима грамотная ее организация.
Актуально о образовании:
Основные понятия и термины фенологии
Объект наблюдения - это конкретные виды растений и животных, а также элементы неживой природы, претерпевающие в течение года циклические изменения, т.е. элементы климата (температура воздуха, атмосферные осадки), водоемы (реки, озера, пруды, прибрежные участки моря). Сезонное явление - это состояни ...
Речь и общение как коммуникация
В этой главе я хотела бы сказать всего лишь несколько слов о таких видах вербальных коммуникаций, как беседа, разговор, спор, и менее распространенных - полемике, дебатах, дискуссии. Подлинное, искреннее общение не нуждается ни в колокольном звоне, чтобы созывать народ, ни в полиции, чтобы поддержи ...
Взаимодействие с семьей по вопросам аппликации из природного
материала
Велика роль семьи в развитии познавательной активности у детей. Дети доверчивы к взрослым, их души открыты окружающему миру. Поэтому очень многое зависит от того, что из коснувшегося детей однажды не покинет их. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его сое ...