Познавательная деятельность, ее структура

СХЕМА 1.

ПОТРЕБНОСТИ

Познавательная

МОТИВЫ

деятельность

ЦЕЛЬ

Совершенствование процесса обучения невозможно без организации полноценной познавательной деятельности – одной из основных форм деятельности школьника. Полноценная познавательная деятельность влияет на формирование личности ученика, способствует его умственному и нравственному развитию. Правильная ее организация позволяет учащимся проникнуть в суть изучаемого материала, освоить его на уровне общих закономерностей и ведущих идей учебного предмета, использовать полученные знания как средство дальнейшего познания.

Познавательная деятельность – деятельность особого склада, хотя структурно она сходна с любой другой деятельностью и включает в себя те же самые компоненты: потребности и мотивы, цели и действия, способы и операции, результат. Эти структурные компоненты взаимосвязаны, взаимообусловлены и могут превращаться друг в друга.

В схеме 1 отражен упрощенный механизм организации познавательной деятельности. Различные виды потребностей и интересов учащихся способствуют формированию соответствующих мотивов для достижения определенной цели, которая, в свою очередь, может быть достигнута путем познавательной деятельности. Данная схема еще будет рассмотрена подробнее ниже.

Познавательной деятельности присущи также и основные свойства любой деятельности: предметность, перспективность, направленность, преобразующий и планомерный характер, осознанность. При рассмотрении сущности познавательной деятельности необходимо читывать следующее:

1. Познавательная деятельность – социальное явление, осуществляемое людьми, наделенными неповторимым своеобразием.

2. Познавательная деятельность – вид сознательной и целенаправленной деятельности его участников.

3. Познавательная деятельность предполагает сложный механизм взаимодействия, главную роль в котором играет информационное воздействие; при этом передача информации в процессе обучения происходит в адаптированном виде, применительно к возможностям ее усвоения учащимися.

4. Познавательная деятельность направлена на реализацию заранее заложенных потенций человека, и ее результатом является развитие.

5. Познавательная деятельность – процесс, т.к. при этом происходят определенные изменения.

6. Познавательная деятельность – деятельность, формирующая личность.

Цель организации познавательной деятельности учащихся – овладение знаниями и способами их добывания, т.е. ученик должен усвоить и содержание изучаемого предмета, и содержание деятельность, а для этого необходима грамотная ее организация.


Актуально о образовании:

Основные центры современного общего классического образования
Средняя школа №1 города Советска - одна из старейших в области. За стасорокалетнюю историю своего существования она несколько раз меняла своё название и облик. Но традиции сохранялись, наполнялись новым содержанием . Прародительницей школы считается женское училище, открытое в удельной слободе Кука ...

Анализ диагностических работ «на входе»
Цель: определить уровень сформированности метапредметных результатов у учащихся на примере темы «Таблица умножения». Целевая аудитория: учащиеся 2 «В» класса в количестве 29 человек МОУ «Лицей №3». Система Л.Б. Занкова. Учащимся было предложено 4 задания. Познавательные УУД (классификация). Запишит ...

Коррекционно-развивающая программа работы с детьми младшего школьного возраста, склонными к проявлению агрессивности
Разрабатывая коррекционно-развивающую программу для детей склонных к агрессивному поведению, мы обратили внимание на важность взаимодействия социального педагога с классным руководителем, преподавателями, работающими с данной категорией детей, а так же с родителями. Проводя работу в этом направлени ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru