СХЕМА 1.
|
Познавательная
|
![]() | |||||
| |||||
Совершенствование процесса обучения невозможно без организации полноценной познавательной деятельности – одной из основных форм деятельности школьника. Полноценная познавательная деятельность влияет на формирование личности ученика, способствует его умственному и нравственному развитию. Правильная ее организация позволяет учащимся проникнуть в суть изучаемого материала, освоить его на уровне общих закономерностей и ведущих идей учебного предмета, использовать полученные знания как средство дальнейшего познания.
Познавательная деятельность – деятельность особого склада, хотя структурно она сходна с любой другой деятельностью и включает в себя те же самые компоненты: потребности и мотивы, цели и действия, способы и операции, результат. Эти структурные компоненты взаимосвязаны, взаимообусловлены и могут превращаться друг в друга.
В схеме 1 отражен упрощенный механизм организации познавательной деятельности. Различные виды потребностей и интересов учащихся способствуют формированию соответствующих мотивов для достижения определенной цели, которая, в свою очередь, может быть достигнута путем познавательной деятельности. Данная схема еще будет рассмотрена подробнее ниже.
Познавательной деятельности присущи также и основные свойства любой деятельности: предметность, перспективность, направленность, преобразующий и планомерный характер, осознанность. При рассмотрении сущности познавательной деятельности необходимо читывать следующее:
1. Познавательная деятельность – социальное явление, осуществляемое людьми, наделенными неповторимым своеобразием.
2. Познавательная деятельность – вид сознательной и целенаправленной деятельности его участников.
3. Познавательная деятельность предполагает сложный механизм взаимодействия, главную роль в котором играет информационное воздействие; при этом передача информации в процессе обучения происходит в адаптированном виде, применительно к возможностям ее усвоения учащимися.
4. Познавательная деятельность направлена на реализацию заранее заложенных потенций человека, и ее результатом является развитие.
5. Познавательная деятельность – процесс, т.к. при этом происходят определенные изменения.
6. Познавательная деятельность – деятельность, формирующая личность.
Цель организации познавательной деятельности учащихся – овладение знаниями и способами их добывания, т.е. ученик должен усвоить и содержание изучаемого предмета, и содержание деятельность, а для этого необходима грамотная ее организация.
Актуально о образовании:
Суть и цели Болонского процесса
Суть Болонского процесса заключается в формировании единого европейского образовательного пространства и общеевропейской системы образования, которая будет достигнута за счет использования основных положений этой системы. Принципы Болонской декларации: Введение общепонятных, сравнимых квалификаций ...
Деятельность Администрации г. Касимов в сфере
управления образованием
Высшую позицию в социальной структуре образования занимают руководители различных рангов: работники министерства, сотрудники департаментов, ректоры и деканы, директора школ и училищ и т.д. Отвлекаясь от сложной иерархической зависимости указанных должностей, следует обратить внимание на ту роль, ко ...
Описание и интерпретация результатов экспериментального обучения
Так как дети 10-12-летнего возраста очень активны, любят двигаться, то приходится менять вид работы. Если заставить их, хотя бы по очереди, читать текст учебника в течение продолжительного отрезка времени, они начнут делать это механически, без интереса, или вообще, когда один ученик читает, другие ...