Теоретические основы развития познавательной активности в процессе выполнения аппликации из природного материала

Новое о образовании » Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе выполнения аппликации » Теоретические основы развития познавательной активности в процессе выполнения аппликации из природного материала

Страница 1

Дошкольный возраст – наиболее сенситивный период усвоения художественного опыта, накопленного человечеством (Комарова Т.С., Мухина Т.С., Саккулина Н.П. и др.). Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста рассматривается психологами и педагогами как сложная аналитико-синтетическая деятельность, которая характеризуется творческой реализацией замысла (Ветлугина Н.А., Игнатьев Е.М., Комарова Т.С. и др.). познавательный деятельность аппликация творческий

Аппликация выступает для детей специфической формой художественного познания и способствует постепенному усвоению и пониманию своеобразия выразительно-изобразительных средств, стимулирующих познавательную потребность, любопытство перерастают в определенных условиях в любознательность, постепенно формирующиеся познавательные интересы, а затем и в потребность к систематическому активному усвоению и самостоятельному использованию знаний, умений, навыков.

Аппликация – вид изобразительного искусства, художественная техника, основанная не вырезании, наложении и закреплении деталей на фоне. Это наиболее простой и поэтому доступный способ выполнения художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. В результате появляется возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но в создании изображений на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности дошкольников.

Познавательная активность у детей дошкольного возраста в аппликации рассматривается, как усвоение доступного художественного опыта и инициативное, самостоятельное и творческое (на уровне возрастных возможностей и особенностей) использование его в собственной аппликативной деятельности. Своеобразие познавательной активности ребенка определяется тем, что она формируется в тесной связи с продуктивной деятельностью, с развитием навыков ручного труда.

При определении познавательной активности и выразительности в аппликации исходными данными были общие методологические положения о сущности художественного образа в изобразительном искусстве и специфике его формирования у детей дошкольного возраста. В своих работах дошкольники не только отображают окружающую действительность, но и дают ей эмоционально-личностную оценку.

Наиболее характерными особенностями аппликации являются:

- стилизованность, т.е. упрощенное изображение, основанное на передаче существенных признаков, отвлечение от второстепенных свойств, детализации;

- декоративность образа, характеризующая стилизованностью изображения, конструктивность композиции, декоративность колорита, техничность аппликационных элементов на фон.

Декоративность колорита – это выражение внутренней закономерности (сущности) украшения предмета, переданные локальным цветовым пятном, гармоничным или контрастным чередованием цвета. Конструктивность композиции – определенное расположение на плоскости частей и силуэтов в совокупности признаков симметрии, ритма, установление соответствия композиционного и смыслового решений. Техничность приклеивания аппликационных деталей – качественное и разнообразное владение способами наклеивания элементов изображения на плоскость.

Источником познавательной активности становятся противоречия, возникшие между усвоенными знаниями, умениями и необходимостью трансформировать их в художественную деятельность. Преодоление ребенком этого противоречия под руководством взрослого приводит к ломке сложившегося стереотипа действий, к нетрадиционности мышления, побуждает ребенка трансформировать и реконструировать ранее устойчивые знания, способы действий, обуславливает проявление самостоятельности и творческого отношения к выполнению задания.

Изучение психолого-педагогической литературы, анализ детских работ по аппликации дали возможность выявить три уровня проявления познавательной активности детей в аппликации. Первый (высокий) уровень – устойчивый интерес к аппликации, высокая степень овладения аппликативными умениями, целостность, завершенность изображения, выделение главного; передача существенных признаков, самостоятельность и проявление творчества при выполнении работы; использование колорита, как одного из основных выразительных средств. Дети обнаруживают элементы новизны в трактовке образа, композиции. Второй уровень (средний) характеризуется достаточным овладением аппликативными умениями, однако наблюдается незначительное искажение формы, нарушение пропорций, подражание при подборе цвета; копирование способов выполнения работы. Дошкольники, отнесенные к данной группе, обращаются за советом и помощью к детям и взрослым. Их деятельность носит репродуктивно-творческий характер. Третий (низкий) уровень характеризуется недостаточной сформированностью аппликативных навыков и умений. При изображении формы ребенок часто искажает ее, нарушает пропорции, копирует способы создания изображения; работу доводит до конца только при помощи взрослого, нуждается в постоянной помощи и контроле. Аппликационная деятельность носит репродуктивный характер.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Объект, предмет, цель и рабочая гипотеза исследования
Объект исследования Процесс развития мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта. Предмет исследования Коррекция мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта общеобразовательной коррекционной школы VIII вида. Цель исследования Улучшение уровня показателей мелкой моторики у детей с нарушением ...

Внеклассные мероприятия по химии как фактор развития самостоятельности
Одним из главных требований в преподавании химии являются твердые знания по основному предмету. Каждый учитель должен уметь ориентироваться в приоритетных направлениях своей деятельности, анализировать информацию и принимать правильные решения. Он должен заложить твердые разносторонние знания, фунд ...

Обзор средств Интернет для формирования исследовательской компетенции на уроках английского языка
В параграфе 1.3 нами были рассмотрены основные виды Интернет-технологий, которые можно использовать в процессе обучения английскому языку для формирования исследовательской компетенции старшеклассников. В данном параграфе мы рассмотрим конкретные Интернет-ресурсы для развития исследовательских умен ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru