Теоретические основы развития познавательной активности в процессе выполнения аппликации из природного материала

Новое о образовании » Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе выполнения аппликации » Теоретические основы развития познавательной активности в процессе выполнения аппликации из природного материала

Страница 1

Дошкольный возраст – наиболее сенситивный период усвоения художественного опыта, накопленного человечеством (Комарова Т.С., Мухина Т.С., Саккулина Н.П. и др.). Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста рассматривается психологами и педагогами как сложная аналитико-синтетическая деятельность, которая характеризуется творческой реализацией замысла (Ветлугина Н.А., Игнатьев Е.М., Комарова Т.С. и др.). познавательный деятельность аппликация творческий

Аппликация выступает для детей специфической формой художественного познания и способствует постепенному усвоению и пониманию своеобразия выразительно-изобразительных средств, стимулирующих познавательную потребность, любопытство перерастают в определенных условиях в любознательность, постепенно формирующиеся познавательные интересы, а затем и в потребность к систематическому активному усвоению и самостоятельному использованию знаний, умений, навыков.

Аппликация – вид изобразительного искусства, художественная техника, основанная не вырезании, наложении и закреплении деталей на фоне. Это наиболее простой и поэтому доступный способ выполнения художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. В результате появляется возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но в создании изображений на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности дошкольников.

Познавательная активность у детей дошкольного возраста в аппликации рассматривается, как усвоение доступного художественного опыта и инициативное, самостоятельное и творческое (на уровне возрастных возможностей и особенностей) использование его в собственной аппликативной деятельности. Своеобразие познавательной активности ребенка определяется тем, что она формируется в тесной связи с продуктивной деятельностью, с развитием навыков ручного труда.

При определении познавательной активности и выразительности в аппликации исходными данными были общие методологические положения о сущности художественного образа в изобразительном искусстве и специфике его формирования у детей дошкольного возраста. В своих работах дошкольники не только отображают окружающую действительность, но и дают ей эмоционально-личностную оценку.

Наиболее характерными особенностями аппликации являются:

- стилизованность, т.е. упрощенное изображение, основанное на передаче существенных признаков, отвлечение от второстепенных свойств, детализации;

- декоративность образа, характеризующая стилизованностью изображения, конструктивность композиции, декоративность колорита, техничность аппликационных элементов на фон.

Декоративность колорита – это выражение внутренней закономерности (сущности) украшения предмета, переданные локальным цветовым пятном, гармоничным или контрастным чередованием цвета. Конструктивность композиции – определенное расположение на плоскости частей и силуэтов в совокупности признаков симметрии, ритма, установление соответствия композиционного и смыслового решений. Техничность приклеивания аппликационных деталей – качественное и разнообразное владение способами наклеивания элементов изображения на плоскость.

Источником познавательной активности становятся противоречия, возникшие между усвоенными знаниями, умениями и необходимостью трансформировать их в художественную деятельность. Преодоление ребенком этого противоречия под руководством взрослого приводит к ломке сложившегося стереотипа действий, к нетрадиционности мышления, побуждает ребенка трансформировать и реконструировать ранее устойчивые знания, способы действий, обуславливает проявление самостоятельности и творческого отношения к выполнению задания.

Изучение психолого-педагогической литературы, анализ детских работ по аппликации дали возможность выявить три уровня проявления познавательной активности детей в аппликации. Первый (высокий) уровень – устойчивый интерес к аппликации, высокая степень овладения аппликативными умениями, целостность, завершенность изображения, выделение главного; передача существенных признаков, самостоятельность и проявление творчества при выполнении работы; использование колорита, как одного из основных выразительных средств. Дети обнаруживают элементы новизны в трактовке образа, композиции. Второй уровень (средний) характеризуется достаточным овладением аппликативными умениями, однако наблюдается незначительное искажение формы, нарушение пропорций, подражание при подборе цвета; копирование способов выполнения работы. Дошкольники, отнесенные к данной группе, обращаются за советом и помощью к детям и взрослым. Их деятельность носит репродуктивно-творческий характер. Третий (низкий) уровень характеризуется недостаточной сформированностью аппликативных навыков и умений. При изображении формы ребенок часто искажает ее, нарушает пропорции, копирует способы создания изображения; работу доводит до конца только при помощи взрослого, нуждается в постоянной помощи и контроле. Аппликационная деятельность носит репродуктивный характер.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Классификации проблемных ситуаций, пути и способы их создания
Опыт показывает, что имеется уже свыше 20 классификаций проблемных ситуаций. Психологический подход осуществлен А. М. Матюшкиным. Он разработал классификацию проблемных ситуаций в наиболее общем виде, в основу ее положено действие, которое является главным элементом поведения человека, его деятельн ...

Личность как содержательное обобщение высшего уровня
Академик РАО В.В. Давыдов ввел в науку термин «содержательное обобщение», означающие теоретический образ, получаемый в человеческом сознании путем мыслительных операций, устанавливающих единство системы понятий и их взаимосвязей и представляющий, таким образом, обобщение обобщений. Обобщением таког ...

Значение «Основ химии»
Университет был центром жизни Д. И. Менделеева, местом, где он передавал слушателям свои неисчерпаемые знания. Целые поколения химиков являются учениками Д. И. Менделеева — не только те, кто слушал его лекции непосредственно в стенах университета и в других высших учебных заведениях, а и все те, кт ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru