Формирующая работа навыков общения

Страница 3

У. Ребята, как вы думаете, что почувствовал этот мальчик?

Ира В. Обиду, и очень большую, за то, что ребята так зло разрушили его башню.

Вика П. Я думаю, что ему захотелось заплакать.

Учитель предлагает детям представить себя на месте этих ребят и рассказать, как бы они поступили в данной ситуации, с целью направить внимание детей на самооценку, на осознание своего «я».

Саша Я. Я бы просто ничего не ломал, а подсказал мальчику, как нужно строить окна. Марина Л. Я бы ему не мешала, пусть строит, как хочет, ему виднее.

У. Как вы думаете, ребята, что было потом? Давайте попытаемся продолжить рассказ. Как теперь поступили мальчики?

Зарина Л. Мальчик после такой обиды ушел домой и больше никогда с ними не дружил и не разговаривал.

Стасик К. Мальчик вытер слезы и рассказал своему папе, что его обидели, и они стали вместе решать, что делать дальше.

Женя К. На другой день мальчикам стало стыдно, что они обидели маленького, и ребята стали вместе строить башню, которая получилась очень красивая, все были довольны.

У. Молодцы, интересные придумали рассказы. А теперь послушайте, каким было продолжение в рассказе автора:

На другой день мальчики увидели его на том же месте. Он снова строил свой глиняный дом и, макая в жестянку красные руки, старательно воздвигал второй этаж.

Этот рассказ многому, я думаю, вас научил, заставил задуматься над своими поступками: нельзя смеяться над ошибками другого, нужно помочь. Я предлагаю вам нарисовать продолжение истории с мальчиком. Теперь у нас будет книга с картинками, т.е. вашими рисунками. Вы уже большие и знаете, как следует поступать. А осенью к нам в школу придут ребята, которые еще не знают многих правил поведения. Мы им покажем эту книгу, и они будут по ней учиться дружно жить в классе.

Также учитель может провести с детьми игровое упражнение «Разыграем ситуацию».

Ребенку предлагается ситуация, в которой он должен изобразить самого себя. Ситуации могут быть разнообразными. Родители и учителя могут придумать их сами, а могут взять реальные. Примеры ситуаций:

Твой друг попросил у тебя твою любимую игрушку и вернул ее сломанной.

Ты нашел на улице слабого, замерзшего котенка.

Во дворе незнакомые дети играют в интересную игру.

После проведения игр и игровых упражнений очень важно проанализировать совместно с детьми действия и поступки каждого ребенка, обсудить разнообразные варианты выхода из сложившихся ситуаций с тем, чтобы дети приобрели необходимый опыт взаимодействия с окружающими людьми, расширили свои представления об этических и нравственных нормах морали.

Наблюдая за поведением детей в реальной жизни можно сказать, что им не всегда легко поступить по правилу, преодолеть свое нежелание действовать согласно моральным нормам. Ребенок должен уметь организовать общение, поэтому становление 3-го компонента – «Я умею» сопряжено прежде всего с развитием его эмоционально-волевой сферы. Благодаря нравственному и интеллектуальному росту у детей возникает способность постепенно преодолевать импульсивность своего поведения.

Основные требования к произвольному поведению предъявляются в ситуации морального выбора, где происходит борьба мотивов, заканчивающаяся победой одного из них.

Одно из условий, влияющих на решение ребенка, по мнению большинства исследователей, – присутствие других людей, значимых взрослых или сверстников, их оценка, а также включение в этот процесс «Образа Я».

Поэтому для развития волевых усилий очень важным является организация практической деятельности детей, постоянное упражнение их в совершении тех или иных поступков, в результате чего у них появляется возможность «учиться» на своих ошибках. Приобретенный таким образом опыт создает возможность предвидения некоторых последствий своих действий, сознательно затормаживает желания ребенка, мешающие выполнению правил поведения.

Для реализации вышепоставленных задач целесообразно использовать метод создания проблемных ситуаций.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Сущность и функции эстетического сознания
В материальном мире постоянно совершается развитие вещей и явлении реального мира, взаимодействие и изменение соотношения их содержания и формы проявления. В.И. Ленин подчеркивал, что содержание всегда формовано, а форма — содержательна. Материя в своем формообразовании проходит стадии: гармоническ ...

Метод проб и ошибок
Метод проб и ошибок (в просторечии также: метод (научного) тыка) — является врождённым методом мышления человека. Также этот метод называют методом перебора вариантов. В 1898 году описан Э. Торндайком как форма научения, основанная на закреплении случайно совершённых двигательных и мыслительных акт ...

Диагностика агрессивности у детей младшего школьного возраста
Основной проблемой диагностики детской агрессивности является подбор методически правильных, валидных, надежных и репрезентативных методик, которые позволяют создать общую картину социального взаимодействия ребенка с окружающим его социальным миром. Диагностика было проведена на учащихся группы про ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru