Консультирование по формированию навыков эффективного общения младших школьников со сверстниками

Новое о образовании » Консультирование по формированию навыков эффективного общения младших школьников со сверстниками

В настоящее время в психологической науке работы, посвященные проблемами изучения групповых феноменов и развития личности в группе, вытесняются исследованиями психического и личностного развития человека. Но для изучения психологического и личностного развития человека нужно изучить и малую группу, в которой он взаимодействует.

Ребенок – это личность, которая также вступает в систему межличностных взаимоотношений. С поступлением ребенка в школу начинается активное приобретение навыков общения. И от построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка или от его статуса в группе зависит становление его личности в системе личных взаимоотношений. Этот этап становления коммуникативных навыков общения попадает на период младшего школьного возраста.

Исходя из вышеперечисленного, объектом нашего исследования является межличностные отношения младших школьников со сверстниками и консультирование по формированию навыков эффективного общения.

Предметом нашего исследования являются особенности межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста и консультирование по формированию навыков эффективного общения среди младших школьников.

Каждый ребенок – уникальная личность, и поэтому в общении каждый пользуется своим подходом. Однако психологами делаются попытки выделить и общие правила межличностного взаимодействия. Поэтому целью нашего исследования будет являться изучение основных особенностей межличностных взаимодействий в группе сверстников младшего школьного возраста. Соответственно задачами нашего исследования являются:

1. Осуществление теоретического понятия «межличностные отношения».

2. Изучение межличностных отношений как фактора личностного развития младшего школьника.

3. Выявление социометрического статуса младших школьников.

Гипотеза исследования: положение в системе межличностных отношений или социальный статус каждого ребенка, входящего в группу сверстников, определяет особенности этих отношений.

Над проблемой взаимных влияний и воздействий детей друг на друга работали многие известные психологи и педагоги, такие как Г.А. Роков, В.П. Вахтерев, А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, И.В. Дубровина, В.С. Мухина, Г. Крайк, М.В. Гамезо, Б.С. Волков.

Каждый из них изучал межличностные отношения как основной фактор, способствующий формированию и становлению личности. И то, что Общение влияет на социальное и личностное развитие детей.

В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общения со сверстниками. В общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Стремление к сверстникам, жажда общения с ним делает группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной. Участием в группе они очень дорожат (А.А. Реан). От того, как ребенок общается со сверстниками, будет зависеть направление его развития. Значит, межличностные отношения в группе являются одним из факторов развивающим личность. Поэтому проблемами межличностных отношений занимаются многие ученые и эти проблемы являются актуальными на сегодняшний день.

То, что система личных взаимоотношений долгое время, по существу, ускользала из поля зрения исследователей, и только сравнительно недавно стало предметом исследования, обусловлено, прежде всего, тесно связанными между собой причинами. Во-первых, вне научного рассмотрения оказался сам предмет исследования – та социально-психологическая реальность, которую представляют собой личные взаимоотношения между людьми. Во-вторых, не были известны методы изучения этих отношений.

Положение существенно изменилось, когда у нас начали широко вести социально-психологические исследования, в том числе изучать взаимоотношения в малых группах. Проблемы малых групп занимают видное место в мировой социальной психологии. На всех международных психологических конгрессах этим проблемам посвящаются симпозиумы (Я.Л. Коломинский).

Методологическим основанием исследуемой проблемы составили универсальные методологические принципы: принцип детерминизма, принцип развития.

Принцип детерминизма утверждает, что любое психическое явление или личностное образование имеет причинную обусловленность. Психические явления и личностные образования являются следствием определенных биологических, социальных, психологических условий.

Принцип развития предполагает, что любое психическое явление или личностное образование является процессом и непрерывно развивается. Следовательно, межличностное взаимодействие в малой группе развивается и подчиняется всем закономерным свойствам развития: непрерывности неравномерности, пластичности, асинхронности и стадиальности.

Для изучения особенностей межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста были использованы следующие методы изучения отношений: социометрия и проектный метод. В качестве проектного метода была использована методика «Что мне нравится в школе» (Н.Г. Лусканова).

В качестве базы исследования выступает ГОУ Лотошинская средняя школа №1 и непосредственно III класс.


Актуально о образовании:

Увлекательные уроки: основы создания
Л.Н. Толстой утверждал: "Никогда, никакими силами вы не заставите познавать мир через скуку". В самом деле, попытайтесь вспомнить, о чем говорилось на прошлой скучнейшей лекции по… не важно какому предмету? Удалось? Нет? И никогда не удастся. Беда школы - потеря многими учащимися интереса ...

Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания
Возрастные особен­ности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и ус­ловий жизни (связь биологического и социального) су­щественно отличаются друг от друга. Вот почему разви­тие каждого из них в ...

Использование системы творческих упражнений в практике на уроках литературного чтения
В ходе эксперимента предлагалась система заданий, направленных на развитие творческой активности младших школьников. Эта система разработана в соавторстве с учителем начальных классов Емельяненко Мариной Владимировной. Система представляет собою планирование уроков чтения в 2-ом классе с реализацие ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru