Внеклассная работа по изучению функциональных стилей

Новое о образовании » Особенности изучения стилистики в 8 классе » Внеклассная работа по изучению функциональных стилей

Страница 2

По вопросам учителя кружковцы с успехом анализируют тексты разговорного стиля и стиля художественной литературы, устанавливают их характерные особенности.

Для кружковцев 8-х классов самый лёгкий языковой стиль - это стиль разговорный. С него и следует начинать знакомство учеников с функциональными стилями. Необходимо с первых же шагов предупредить ложную аналогию: разговорный стиль - это не «устная речь». Каждый языковой стиль имеет две формы речи: устную и письменную.

Примерами разговорного стиля служат многие диалоги. Полезно на первом же занятии кружка дать учащимся прочитать в лицах разговор героев литературных произведений. Можно анализировать диалоги из драматических произведений.

С увлечением работают школьники над лексикой разговорного стиля, легко узнают стилистически окрашенные слова, сниженные фразеологические обороты, усечённые формы слов.

Как и в кружке культуры речи, в кружке стилистики через все занятия должна проходить работа над точностью словоупотребления.

Ознакомившись с кружковой работой по русскому языку, следует отметить, что кружковая работа, построенная по тематическому принципу, расширяет знания учащихся в одной какой-либо области языкознания, способствует образованию у школьников определённых навыков.

Преподаватель может наилучшим образом учесть интересы и склонности своих учеников и выбрать в соответствии с ними то или иное направление в работе.

Обучение должно быть нацелено на активное владение образной речью, хотя школа и не готовит писателей (кстати, она не готовит также публицистов и ученых). Задача уроков русского языка - стимулировать творчество учащихся, развивать их наблюдательность, творческое воображение, вдумчивое обращение со всеми средствами языка, научить выразительно говорить и писать. Приемы художественной речи широко используются и в публицистике, и в научно-популярной разновидности научного стиля. Владение образной речью необходимо каждому культурному человеку.

Использование текстов различных стилей на уроках русского языка оказывает значительное влияние на развитие эстетических вкусов и взглядов учащихся, формирует представление об эстетической функции языка и роли стилистических средств в речи.

Основной задачей курса стилистике в школе является развитие способностей не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Изучение данной дисциплины должно содействовать расширению лингвистического кругозора обучающихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умений и навыков в коммуникативном отношении целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности, а также интерпретировать семантическую и композиционную структуры художественного текста.

Занятия по изучению стилистики в школьной практике преподавания русского языка имеют целью не только выработать у обучающихся языковое чутьё, чувство уместности и целесообразности того или иного слова и выражения в определенной ситуации общения, но и научить их свободному владению стилистическими нормами русского языка, являющимися разновидностями общеязыковой нормы, более высоким ее уровнем.

Необходимо дать учащимся понятие о стилевых чертах функциональных стилей, т. е. об их существенных признаках, обусловленных социальными, внелингвистическими факторами. Так, стилевыми чертами художественной речи являются художественная образность и конкретность, эмоциональность и экспрессивность. Стилевые черты создаются различными средствами языка и способами стилистической организации речи.

Учащиеся знакомятся со стилистическими средствами языка, стилистическими приемами и различными способами стилистической организации речи. Школьники учатся различать стилистическую и экспрессивную окраску, языковых средств. Стилистическая окраска связана с отнесением языковых средств к тому или другому стилю речи, экспрессивная - с выразительностью и эмоциональностью изложения. Стилистическая и эмоционально-экспрессивная окраска может совмещаться.

Предметом изучения в школе должны стать также изобразительные и выразительные средства, разнообразные стилистические приемы, характерные для функциональных стилей. В использовании стилистических приемов и изобразительных средств, проявляется речевое мастерство авторов, их умение подчинить речевую форму стилю речи, содержанию и целям высказывания.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Подготовка к эксперименту, его описание, содержание по выявлению знаний детей о синонимах
Экспериментальная работа проводилась в 4 классе СШ № 39 х. Трудобеликовского. Класс обучается по программе четырехлетней начальной школы. Система уроков русского языка проводится по учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык 4 класс четырехлетней начальной школы» (М., 2002 г.) в соответствии с программо ...

Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии
Межпредметные связи – это современный принцип обучения в средней школе. Он обеспечивает взаимосвязь предметов естественнонаучного и естественно-гуманитарного циклов и их связь с трудовым обучением школьников. По определению Д. П. Ерыгина: «Межпредметные связи можно рассматривать как дидактическую с ...

Этапы проблемного обучения
Постановка педагогом проблемных ситуаций ставит своей целью активизацию усилий учащихся по разрешению соответствующего противоречия. В педагогической теории считается, что продуктивную познавательную деятельность учащегося в условиях проблемной ситуации и, соответственно, процесс проблемного обучен ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru