Пути повышения активности и самостоятельности учащихся

Страница 1

Активизация деятельности учащихся при изучении нового материала. Переход к изучению нового материала на уроках происходит естественным образом. Из повторения материала в начале урока вытекает учебная задача нового урока. Чтобы вызвать повышенный интерес к изучаемому материалу, нужно начинать изложение с убедительного разговора о практической или теоретической значимости вопроса. При этом, если возможно, нужно стараться привлечь жизненный опыт учащихся. Следует использовать исторические сведения, рассказывать о труде ученых-химиков, открывших или получивших новые вещества, сумевших объяснить природу тех или иных явлений, зачитывать яркие высказывания, отрывки из статей и книг. Учащиеся могут и не запомнить даты и авторов открытий, однако такие беседы не проходят бесследно: остается убеждение, что знания о природе не достаются легко, а являются результатом труда многих людей.

Например, урок в 11 классе по изучению бензола начинаем с решения задачи: в 1825 году Майкл Фарадей – английский ученый – обнаружил в светильном газе углеводород, в котором было 92,3 % углерода и 7,7 % водорода. Плотность его паров по воздуху равна 2,69. Какова его молекулярная формула? Какое строение его молекул можно предположить? После решения и обсуждения задачи сообщается, что название этому веществу было дано позднее, когда в 1834 году немецкий ученый Митчерлих получил его из бензойной кислоты. Поскольку это вещество немного напоминает маслянистую жидкость, то в его названии появилась частица «ол». Так образовалось название «бенз-ол».

Изучение бензола на уроке продолжается следующим образом. Учащиеся делают предположение о том, что вещество, формула которого найдена при решении задачи, - непредельный углеводород, содержащий кратные связи. Для подтверждения этого они предлагают проделать качественные реакции на ненасыщенные алкены: с бромной водой и раствором перманганата калия. Вызванные к столу два ученика практически проверяют предположения. Результаты опытов входят в противоречие с ожидаемыми: обесцвечивания растворов не происходит. Почему? Интерес к материалу возрастает. Учащиеся продолжают высказывать предположения о строении молекулы бензола и пытаются обосновывать их. Чтобы еще более активизировать их познавательный интерес, можно сообщить, что над решением этого вопроса ученые работали свыше 40 лет. Можно также зачитать небольшие отрывки из статьи о «загадочном бензоле» («Наука и жизнь», 1966, №2). Наконец, следует предложить посмотреть фрагмент кинокольцовки «Строение молекулы бензола». Теперь учащиеся говорят о двойственности химических свойств бензола. Предположение доказывается опытами.

На уроках внимание учащихся, как правило, направляется на решение научного вопроса. Именно на этом основана проблемность в обучении.

В ряде случаев можно заменить демонстрационные опыты лабораторными. Например, в 8 классе при изучении закона сохранения массы веществ проводится лабораторная работа. Перед ее проведением ставится задача: выяснить, отличается ли масса веществ, взятых в реакцию, от массы получающихся веществ. На столах учащихся находятся весы, приборы для демонстрации опытов, подтверждающих этот закон. На каждый стол выдаются письменные инструкции о том, как следует выполнять работу. В ходе ее выполнения обращается внимание на закрепление умения взвешивать на весах. Работа проводится по группам: одни ученики используют бария хлорид и натрия сульфат (в растворах), другие – растворы медь-(II)-сульфата и щелочи, третьи – растворы щелочи и фенолфталеина. Результаты всех опытов обсуждаются, учащиеся делают вывод, а учитель формулирует закон.

Кроме раздаточного материала, коллекций, таблиц, моделей, стендов, экранных пособий в процессе объяснения нового материала нередко использую плакаты небольшого формата с лаконичными записями или выразительными рисунками.

В качестве примера можно привести часть инструкции для выполнения самостоятельной работы на тему «Свойства карбоновых кислот».

Инструкция к самостоятельному изучению химических свойств карбоновых кислот.

Цель: изучить свойства уксусной кислоты как представителя класса карбоновых кислот.

Задание 1

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Методика формирования пространственного мышления учащихся основной школы при построении модели к задачам
В нашей стране обучение математике сложилось таким образом, что около 40% содержания всего материала учебников по математике для начальной школы составляют текстовые задачи. И значительная часть времени на уроках математики отводится решению. Поэтому осуществление направленности этой части уроков н ...

Дидактические игры для детей первой и второй младших групп
Развивать индивидуальные игры с дидактическими игрушками. Организовывать коллективные игры, в которых воспитатель выступает в качестве ведущего (объясняет детям содержание и правила дидактических игр, постепенно развивает умение играть самостоятельно). Усложнять игры, содержащие сравнительно просты ...

Некоторые приемы повышения интереса учащихся к самостоятельной учебной деятельности
Повышение интереса учащихся к учению – важная составная часть учебного процесса. Общеизвестно, что человек достигает наилучшего результата труда, когда работа вызывает интерес и выполняется на высоком эмоциональном подъеме. Почему же так происходит? Процесс учения включает в себя три последовательн ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru